Самая крупная из реформ программы нового правительства Армении предусматривает введение пропорционального налогообложения. Самые бедные жители страны должны будут нести такое же налоговое бремя, как и самые богатые. Для всех предлагается установить налоговую ставку в 23% от их доходов.
Пашинян и другие члены нового правительства постоянно говорят об экономических проблемах страны и мерах, необходимых для их решения, в этических и психологических терминах.
«Спрашивай не только, что сделало для тебя правительство, но и что ты сделал для себя сам»
Знаменитая фраза Джона Ф. Кеннеди, перефразированная премьер-министром Армении Николом Пашиняном на его странице в Facebook, многим армянам показалась точным отражением устанавливающейся идеологической ориентации нового правительства страны — духа опоры на собственные силы, который возлагает бремя улучшения положения жителей Армении на них же самих, сообщает Еurasianet.org.
В число экономических мер, предложенных Пашиняном и его правительством, входят:
«Государство должно не вмешиваться, а быть партнером, — сказал Eurasianet.org Ованес Игитян, депутат парламента от фракции «Мой шаг» Никола Пашиняна. — Государство не должно выступать в роли работодателя; вместо этого его дело создавать условия, позволяющие человеку добиться успеха».
Эта философия воплощена в опубликованной в феврале пятилетней программе нового правительства. Пашинян обещал, что программа станет настоящей «экономической революцией», которая последует за революцией политической, приведшей его к власти в 2018 году.
Программа ставит широкомасштабные, не вызывающие возражений цели:
Но средства, которые предлагаются в программе для достижения этих целей, — сильный акцент на частную инициативу и опора на рынок — напоминают так называемый «Вашингтонский консенсус», экономическую теорию эпохи 1990-х, которая с тех пор утратила популярность.
Самая крупная из реформ, содержащихся в программе, предусматривает введение пропорционального налогообложения. Самые бедные жители Армении должны будут нести такое же налоговое бремя, как и самые богатые.
Для всех армян предлагается установить налоговую ставку в 23% от их доходов
Через 5 лет после введения новой системы ставка должна снизиться до 20% (сейчас действует прогрессивный налог, причем минимальная ставка составляет 23%, а максимальная — 36%). Кроме того, для стимулирования развития малого бизнеса предусмотрено освобождение от уплаты налогов предприятий с годовым оборотом менее 50 000 долларов.
Хотя утверждается, что целью этих реформ является расширение налоговой базы путем устранения стимулов для уклонения от налогов, некоторые аналитики (например, армянский экономист и статистик Грант Микаэлян) критикуют запланированную реформу за ее устаревшую макроэкономическую идеологию.
«»Рейганомика», строившаяся в начале 1980-х в США на похожих принципах, привела к росту расслоения. Который не только не преодолен, но даже продолжается до сих пор, — написал Микаэлян в недавней публикации в своем блоге. — Учитывая, что неравенство является одной из причин, почему произошла революция, правительство сильно рискует».
Правительство также стремится к «оптимизации» госаппарата, сказал депутат Игитян: при прежних правительствах «многие департаменты дублировали друг друга, — сказал он. — Они без конца отфутболивали обязанности друг другу. А это снижало ответственность каждого департамента ниже того уровня, на котором она могла и должна была бы находиться, если бы департамент работал сам по себе». По его словам, спрогнозировать, сколько служащих будет уволено, невозможно.
Пашинян и другие члены его правительства постоянно говорят об экономических проблемах страны и мерах, необходимых для их решения, в этических и психологических терминах.
В своей речи при представлении новой программы Пашинян сказал, что «бедность в умах людей». И добавил, что «численные параметры экономической революции на самом деле зависят от того, сколько граждан Армении откликнутся на наш призыв стать активистами экономической революции и сколько решат воспользоваться возможностями той же революционной платформы».
Игитян разъясняет реформы похожими словами. «Речь не о том, составляет ли рост ВВП 3 или 5 процентов, — сказал он. — Важнее всего, как граждане Армении относятся к закону и личной ответственности».
Еще одна предложенная экономическая реформа предполагает сокращение социальных выплат работоспособным гражданам, даже оставшимся без работы. Вместо этого государственная помощь должна быть «адресной — пенсионеру, ребенку, недееспособному человеку, — сказал Пашинян в ноябре 2018, выступая в парламенте. — …мы будем поощрять наших граждан, чтобы они встали, разогнули спину и поверили в свои силы».
Законопроект с этим предложением еще не внесен, но сейчас в парламенте обсуждается предложение об увеличении минимальной пенсии (с 16 000 до 25 500 армянских драмов — приблизительно от $33 до $52).
Акцент, который правительство делает на опору на собственные силы, вызывает критику
«Это классический неолиберализм, — сказала Армине Ишканян, преподаватель в Лондонской школе экономики. — [Пашинян] не обращает внимания на структурные и институционные факторы. На бедных возлагают вину за то, что они бедны. Их обвиняют в лени».
Там, где такой индивидуалистический рыночный подход пробовали применять раньше, он не обеспечивал развития, утверждает Ишканян:
«Во всех странах, где применяется неолиберальная политика, мы видели рост бедности и усиление неравенства доходов».
Однако у Пашиняна нет другого выбора, кроме внедрения неолиберальных программ такого рода, утверждает политический аналитик Александр Искандарян.
«Социальное государство — это для богатых. Чтобы перераспределять, нужно сначала заработать,
— сказал он. — В Германии можно субсидировать сельское хозяйство, возобновляемые источники энергии и т. д. В бедных это сделать чрезвычайно трудно, если не невозможно. В Армении используется риторика диккенсовского капитализма, потому что капитализм в Армении на самом деле и есть диккенсовский».
В то же время в ближайших экономических планах правительства существуют и некоторые противовесы этому рыночному подходу. К 2021 году оно также хочет преобразовать систему в основном частного здравоохранения страны в систему всеобщего медицинского страхования с единым плательщиком.
«Одна из крупнейших проблем, стоящих перед Арменией, это низкий уровень государственных расходов на здравоохранение, — сказал недавно назначенный министр здравоохранения Арсен Торосян. — По этому параметру мы занимаем последнее место на постсоветском пространстве и входим в десятку худших стран мира».
По его словам, 85% медицинских расходов в стране оплачиваются из собственных средств пациентов, «и это один из худших в мире показателей».
Торосян, который одобрительно отзывается в Twitter о депутате американского Конгресса Александрии Окасио-Кортес, стороннице демократического социализма, говорит, что реформа все еще сталкивается с проблемами внутри правительства.
«Центральный банк предложил нам поручить предоставление этих услуг частным страховым компаниям, — сказал он. — Но международный опыт показывает, что с точки зрения экономической эффективности, работоспособности и клинических результатов частная модель хуже, чем система с единым плательщиком».