Касым-Жомарт Токаев совершил свой первый государственный визит в Узбекистан. Согласно протоколу, эта встреча относится к высшей категории визитов глав государств в другие страны. И факт того, что в качестве страны для столь важного посещения был выбран Узбекистан, говорит о многом. Жумабек Сарабеков, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК, анализирует итоги встречи.
Во-первых, визит вновь продемонстрировал стратегический характер казахско-узбекских отношений и высокую значимость, которую Казахстан придает региональному сотрудничеству в своей внешней политике. Со своей стороны политическое руководство Узбекистана также
расценивает отношения как стратегическое партнерство, которое укрепляет позиции обеих стран
Дело в том, что в Ташкенте и Нур-Султане есть четкое понимание важности конструктивного партнерства друг с другом. К примеру, история последнего десятилетия ясно показала, что без участия Узбекистана, который выступает страной с самым многочисленным населением в Центральной Азии и географически находится в самом ее центре, не получится выстроить конкурентоспособную модель сотрудничества в регионе.
В свою очередь, для нового узбекского руководства Казахстан выступает в роли важнейшего экономического игрока, способного поддержать проводимые в стране рыночные реформы и поделиться своим ценным опытом.
Поэтому Казахстан и Узбекистан жизненно заинтересованы в стабильных и предсказуемых отношениях, без которых говорить об устойчивом развитии каждого не представляется возможным.
Во-вторых, Ташкент и Нур-Султан намерены придать экономическим связям новый импульс и вывести их на более высокий уровень. На встрече с коллегой президент Токаев отметил, что его задача состоит в том, чтобы сохранить высокую динамику отношений и приложить все усилия для того, чтобы сотрудничество сторон развивалось по восходящей линии.
Узбекские власти высказались в аналогичном ключе. И если проанализировать текст совместного заявления двух президентов по итогам переговоров, первостепенной задачей является обеспечение дальнейшего роста взаимной торговли.
Следует отметить, что хотя сегодня Казахстан и Узбекистан выступают крупнейшими торговыми партнерами в регионе,
темпы и объемы двусторонних торгово-инвестиционных связей далеко не соответствуют имеющемуся потенциалу
Так, по итогам 2018 года, взаимная торговля достигла $2,5 млрд, увеличившись более чем на 25% по сравнению с показателями 2017 года.
Однако очевидно, что до отметки $5 млрд, которую стороны планируют достичь до 2020 года, еще далеко. Свою роль здесь играют многочисленные нетарифные барьеры и ряд институциональных ограничений на пути развития хозяйственных связей между соседями.
Не до конца раскрыты возможности в сфере приграничного сотрудничества между регионами Казахстана и Узбекистана.
Таким образом, перед правительствами обеих стран еще предстоит немалая работа в этой области. В данном контексте одним из важных итогов визита Токаева в Узбекистан стало то, что стороны договорились повысить статус Совместной межправительственной комиссии по сотрудничеству. Теперь в ней будут председательствовать не вице-премьеры, а непосредственно главы правительств двух стран. Что в теории должно способствовать более динамичному решению проблем в диалоге.
И наконец, в-третьих, визит президента Токаева в Узбекистан свидетельствует о растущих контактах между странами в культурно-гуманитарной сфере. Как известно, 2018 год был объявлен в Казахстане как «Год Узбекистана». В рамках него было проведено более 200 мероприятий, направленных на расширение связей между населением двух стран. В свою очередь, апрельский визит Токаева открыл собой «Год Казахстана в Узбекистане».
Следует отметить, что гуманитарному треку в двусторонних отношениях зачастую уделяется недостаточно внимания, а это противоречит интересам двух братских народов. К примеру,
в Узбекистане на сегодняшний день проживает вторая по численности казахская диаспора
А в Казахстане, в свою очередь, живут более полумиллиона этнических узбеков. По сути, задача сохранения и развития культуры обоих народов, проживающих на территории Узбекистана и Казахстана, и создания условий для их активного участия в общественной жизни является не менее приоритетной, чем продвижение экономических связей.