Фракция «Ак жола» уличила мининдустрии в продвижении поправок в законодательство в обход установленных процедур.
На днях на пленарном заседании в мажилисе депутат Азат Перуашев недвусмысленно заявил, что представители госорганов пытаются через депутатов «пропихнуть» свои ведомственные интересы.
— Речь идет о поправках в закон о техническом регулировании, — сказал Перуашев. — В последние годы мы бьем в набат, что у нас обеспечение безопасности находится в удручающем положении. Происходит вакханалия — лифты падают, здания разрушаются, в продуктах питания каждый день выявляются отравляющие вещества и так далее. И что делают госорганы?
Предлагают после поправок всю эту тему сертификации и аккредитации, подтверждения требований безопасности через технические регламенты отпустить
Госорганы вообще не хотят брать на себя никакой ответственности. Я напомню Министерству индустрии и инфраструктурного развития, вот у меня в руках протокол совещания у тогда первого вице-премьера, а сейчас премьер-министра от 22 декабря 2017 года. Пункт 3 — Министерству по инвестициям и развитию в установленном законом порядке внести на рассмотрение межведомственной комиссии концепцию проекта закона о техническом регулировании. Пункт 4 — этому же министерству проработать вопрос включения законопроекта в план законопроектных работ на 2018 год. Ни концепции, ни законопроекта так и не появилось.
Зато появляется куча поправок, в которых госорган снимает с себя всякую ответственность, а систему подтверждения и аккредитации отправляет в свободное плавание
Вы понимаете, чем это грозит? Помимо вопросов безопасности, тут еще и система государственных закупок. Мы два года работали над законом о стандартизации и закрепили, что к системе госзакупок допуск происходит либо через национальные, либо через межгосстандарты. А теперь получается, что по предлагаемым нормам можно будет просто купить сертификат и попасть в госзакупки даже тому производителю или поставщику, который поставляет недоброкачественную продукцию.
Почему не подготовили поручение своего же правительства, а вставляют вот такие вещи, которые несут коррупциогенные риски?
— Какое ведомство разработало проект закона?
— В том и проблема, что это не проект закона, а поправки в действующий закон о техрегулировании. А это именно та отрасль, которая определяет требования безопасности ко всем видам продукции, работам, услугам, промышленным зданиям и сооружениям. Включая пожарную безопасность, лекарства, пищевую продукцию, одежду, машины, оборудование и так далее.
Это та отрасль, которая на рынке определяет и качество, и конкуренцию
Когда произошел пожар в Астане, в котором погибли пять девочек, вице-министр МВД заявил, что у них нет права полноценного контроля за состоянием пожарной безопасности.
Так они же сами не хотят ни за что отвечать и убирают свои требования через вот такие поправки. Хотят получать зарплату, но отвечать ни за что не собираются.
— Если проблема лежит на поверхности еще с 2017 года, почему депутаты, имеющие право законодательной инициативы, не позаботились о разработке проекта закона?
— Как раз не так. Депутаты нашей фракции и Национальная индустриальная палата разработали в помощь министерству концепцию к проекту закона о техрегулировании. В ней есть четкий баланс ответственности бизнеса и государства, кто за что отвечает. Чтобы при этом во главе угла стояли безопасность продукции и услуг. Но такой подход уполномоченный орган не устраивает.
Поэтому там негласно саботируют разработку законопроекта, несмотря на поручения, зафиксированные в протоколе у премьера
и пытаются вносить через депутатов поправки в те законопроекты, которые сегодня разрабатываются. Мы обсуждали законопроект о госуслугах, вдруг там появляется 510 поправок, которые вносятся в закон о техрегулировании. И убирают вообще ответственность госорганов за то, что происходит в тех сферах, за которые они отвечают. Потому что народ за это спрашивает.
В Казахстан из Китая завозятся мясные говяжьи кубы. Из них потом производят колбасы и пельмени типа халал. Но там на самом деле говядины процентов 10-20. Основной состав — ароматизаторы, различные химические красители и переработанные куриные ножки.
Это чистой воды фальсификация. И при этом в таких мясных полуфабрикатах периодически выявляются всякие туберкулезные палочки
Это как раз вопрос того, на каком уровне у нас техническое регулирование.
— Получается, государство планирует техрегулирование вообще отпустить в рынок?
— Хочет уйти от контроля за сертификацией и аккредитацией. О чем речь? Любая продукция, поступающая на рынок, должна сертифицироваться. Что она соответствует требованиям техрегламента, то есть нормам безопасности. Предлагается, чтобы органы, которые выдают такие сертификаты, никем не контролировались. Но при этом сама аккредитация — дорогая процедура перед госорганами.
А этот сертификат сегодня можно купить в любом подъезде, который ничего не подтверждает
Чтобы его получить, по идее, поставщик должен провести лабораторные исследования, промышленные эксперименты и анализы. Начиная с бетона и заканчивая элементарным молоком. А то, что предлагается, разделяет обязательную сертификацию и необязательную. То есть начинают дробить, чтобы потом ни за что не отвечать.
Добросовестные производители выполняют все регламенты и рецептуру согласно технологиям. А поставлять на рынок товары и услуги, которые никем реально не проверялись, всегда будет дешевле.
Тем самым в погоне за выгодой добросовестных производителей стимулируют нарушать рецептурные порядки и технологии
Такие поправки опасны. Госорганы через депутатов вносят свои поправки, минуя установленную законом процедуру. У правительства есть право законодательной инициативы. Законопроекты разрабатываются госорганами. И должны проходить межведомственное согласование, антикоррупционную и правовую экспертизы, экспертизы объединений предпринимателей. А такое внесение поправок якобы через депутатов — обход этого фильтра.