Одно из странных «белых» пятен, доставшихся в наследство новому главному банкиру страны Ерболату Досаеву от предшественника, это статистика регулятора о купле-продаже наличной иностранной валюты обменными пунктами.
Статистика эта ведется давно. Вполне естественно, что основные ее показатели измерялись в валютах, занимающих наибольшую долю на этом рынке: долларе США, евро, российском рубле, британском фунте стерлингов и китайском юане. Лидером этого рынка столь же естественно выступала наличная американская валюта. Колебания объема продаж доллара выступали относительно надежным предвестником значительного ослабления тенге.
За 3 с половиной года пребывания Данияра Акишева на посту главы Нацбанка месячный максимум продажи долларов обменными пунктами населению был достигнут в декабре 2015 — $1 млрд 668,2 млн. В январе 2016 «американец» перевалил за отметку в 384 тенге, после начал быстро дешеветь. Это повлекло падение объема продаж американской валюты за этот месяц до $1 млрд 71,8 млн.
По мере дальнейшего отката курса доллара вниз вполне естественно падали и объемы его продаж населению
Месячного минимума за время правления г-на Акишева в Нацбанке этот показатель достиг в мае 2016 года — $439 млн. При этом с февраля в обменные пункты население сдавало долларов больше по сравнению с их продажей в обратном направлении.
Это и неудивительно, поскольку по итогам утренней сессии на KASE
Такой поворот дал повод руководству Нацбанка заявить об успехах проводимой им политики дедолларизации
Однако затем «зеленый» развернулся вверх и за май вырос до 335,61, в июне – до 338,51 тенге. И уже с июля 2016 объемы продаж наличной американской валюты населению вновь стали превышать скупку ее в обратном направлении. Кстати, к концу июля доллар стоил 352,20 тенге.
До дефицита наличных долларов далеко, но спрос уже подскочил
Далее Нацбанку уже не удавалось развернуть соотношение купли-продаж наличных долларов в желаемом им направлении дедолларизации. Это вполне естественно поставило под сомнение реалистичность проводимой политики.
Даже в апреле 2017 (к концу года доллар подешевел на KASE до 314,41 тг) наличной американской валюты было продано населению больше, чем куплено — соответственно $562,5 и $474,1 млн! А это уже явно сигнализировало о падении доверия населения как к тенге, так и к Нацбанку.
В итоге в августе 2017 был достигнут второй по величине месячный результат по продажам наличных долларов населению за время правления г-на Акишева в Нацбанке в $1 млрд 423,4 млн. Это и неудивительно, ведь тенге постепенно девальвировался к доллару все лето 2017:
https://365info.kz/2017/10/stavki-na-devalvatsiyu-tenge-za-leto-sebya-opravdali/
Покупка/продажа наличной иностранной валюты обменными пунктами РК в 2015-2018 гг., млн ед.
Как бы то ни было, в конечном итоге статистика по рынку наличной инвалюты не только давала вполне надежные ориентиры для оценок его динамики самому регулятору, но и экспертам вместе с населением. Не говоря о владельцах обменников и клиентах, вполне адекватно реагировавшими на инфоповоды и сигналы.
Однако с начала 2018 в Нацбанке решили покончить с давно установившейся практикой и
стали публиковать лишь разницу между объемами купли-продажи наличной инвалюты в тенговом эквиваленте
Такой странный шаг регулятора на фоне неоднократных заявлений Акишева о приверженности информационной открытости как одного из главных приоритетов в деятельности Нацбанка выглядел как явный нонсенс.
Валютные «шифровки» как сюрприз для Акишева
Аналогичный шаг предприняли и на Казахстанской фондовой бирже (KASE), контролируемой Нацбанком. Там также перешли к публикации сведений по валютном рынку в тенговом эквиваленте.
Изрядно удивил тогда и Айдархан Кусаинов, советник председателя Нацбанка. Он заявил, что «данные в иностранных валютах не имели экономического и практического смысла», ибо он «парился в тенге суммы искать – переводить».
Желающим придерживаться аналитики в прежнем формате он посоветовал обращаться к данным статистического бюллетеня (выпускается Нацбанком). Учитывая, что в этом издании такая информация не публиковалась! Неудивительно, что г-ну Кусаинову сразу же возразили эксперты. Они напомнили, что
пересчет из тенгового эквивалента не даст точных объемов купли-продажи в каждой конкретной иностранной валюте
Как видно из приведенных данных по рынку наличной иностранной валюты в нынешнем формате, они явно не отвечают интересам качественной аналитики и не способствуют декларируемой политике информационной открытости Нацбанка.
Поэтому остается лишь надеяться, что новый председатель Нацбанка Ерболат Досаев потребует от своих подчиненных незамедлительно навести порядок в этой статистике и прекратить прятать «концы» в воду.
Операции по покупке (-)/продаже(+) наличной иностранной валюты обменными пунктами в 2018-2019 гг., нетто (млн тенге)