Российская компания «Тройка Диалог» с 2006 по 2013 годы выстроила сеть офшоров. Через них на Запад из России было выведено более $4,8 млрд. Об этом говорится в расследовании, опубликованном консорциумом журналистов OСCRP. Публикация привела к уже недельному падению акций европейских банков. И возможно, это не предел, учитывая, что в расследовании фигурирует даже принц Чарльз.
The Guardian, изучив расследование, рассказал, как часть денег компаний из «дела Магнитского» (в ходе которого были раскрыты схемы хищений бюджетных средств через офшоры и подставные компании) оказалась на счетах фонда наследного принца.
«Средства разных отправителей на пути к месту назначения по очереди проходили через две офшорные компании, связанные с «Тройкой». Там они смешивались друг с другом, в результате определить связь между отправителем и получателем невозможно.
Всего было задействовано не менее 75 офшорных компаний, созданных при участии трех юрлиц,
зарегистрированных на Британских Виргинских островах и действовавших от имени «Тройки». Это Brightwell Capital, Gotland Industrial и Quantus Division», — передает The Bell с ссылкой на английское издание.
Пишет OCCRP и о других известных личностях. Например, о виолончелисте Сергее Ролдугине, друге детства президента России Владимира Путина. Якобы с офшорными фирмами «Тройки Диалог» были заключены контракты не менее чем на $69 млн.
«Например, только две компании, связанные с Ролдугиным, за две недели заключили с фирмами «Тройки» 16 договоров по поводу акций «Роснефти», которые тут же были расторгнуты. Это принесло компаниям музыканта 11,6 млн долларов отступных.
Даже не очень щепетильный литовский банк Ukio Bankas счел некоторые из этих сделок подозрительными. Однако OCCRP не нашел никаких доказательств, что Ukio сообщал об этих платежах регулирующим органам», — пишут в OCCRP.
Еще одно интересное дело:
офшорные фирмы «Тройки Диалог» выдали 14,7 млн евро в кредит 80-летней россиянке без залога и поручительства
На эти деньги пенсионерка купила виллу на побережье Коста Брава в Испании. Она была зарегистрирована в одной квартире с занимавшим тогда пост губернатора Самарской области Владимиром Артяковым. В 2014 году владельцем этой испанской недвижимости стал сын чиновника.
OCCRP утверждает, что созданная «Тройкой» офшорная сеть действовала с 2006 по начало 2013 года. За это время через нее из России было выведено $4,8 млрд.
Как минимум в трех случаях через сеть офшоров проходили деньги, ставшие затем предметом уголовных расследований.
• «Дело Магнитского»: шесть офшоров, участвовавших в выводе из России похищенных бюджетных 5,4 млрд рублей, перечислили офшорам, связанным с «Тройкой», в общей сложности $130 млн.
• Хищения в Шереметьево: две компании, участвовавшие в схеме перепродажи топлива в аэропорту через фирмы-однодневки (ее расследовала ФНС), перечислили $27 млн.
• «Дело перестраховщиков»: $17 млн в сеть поступило от компаний, связанных с владельцем компании «Золотой гарант» Сергеем Тихомировым. Его считают организатором схемы обналичивания через страховые компании.
В документах самой сети офшоров «Тройки» OCCRP обнаружила несколько подозрительных мест. Например, крупные переводы отправлялись якобы в оплату поставок продуктов питания или запчастей, которых никогда не существовало.
В схемах участвовали и фиктивные директора. Например, на финансовых документах одного из офшоров «Тройки» на общую сумму $70 млн стоит подпись Геннадия Устяна. Как выяснили в OCCRP, он работает разнорабочим на стройках Москвы, а о компании никогда не слышал (но позже вспомнил, что жил в одной квартире с братом директора одной из ключевых компаний офшорной сети «Тройки»).
На протяжении недели после публикации котировки упомянутых в расследовании европейских банков падают. Среди них такие крупные учреждения, как голландский ING, шведский Swedbank, французский Credit Agricole, бельгийский KBC Group и турецкий Turkiye Garanti Bankasi.
Юристы предупреждают, что преждевременно говорить об отмывании, не имея четких доказательств преступного происхождения средств, которые проходили через офшорные компании «Тройки». Каждый случай нужно расследовать отдельно.
— Но если некий частный институт создал сеть из десятков компаний, которые в массовом порядке обеспечивали обоснование для миллионов транзакций, у регуляторов и следственных органов к организаторам может возникнуть много вопросов, говорит The Bell, партнер юрфирмы Nektorov, Saveliev & Partners Александр Макаров.
В том, что такие расследования будут проводиться в отношении европейских банков, сомнений мало
Основатель «Тройки Диалог» Рубен Варданян ответил на расследование об офшорных схемах инвестбанка спустя несколько дней. В официальном аккаунте фонда «Инициативы развития Армении», соучредителем которого является, он опубликовал открытое письмо. По его мнению,
расследование OCCRP полно интерпретаций и вымысла, а журналистам не следовало мерить «Тройку» «мерками сегодняшнего дня»
«Как-то забывается, в какое время мы жили. «Тройка» создавалась в начале 1990-х, когда инвестиционно-банковской индустрии не существовало, да и вся страна находилась в ситуации стартапа.
Тогда мы отказались жить по «законам джунглей» и делали все возможное, чтобы создать в России цивилизованную среду с четкими правилами игры. Неверно оценивать деятельность «Тройки» вне исторического, экономического и делового контекста, меряя ее мерками сегодняшнего дня», — пишет бизнесмен.
Варданян уже говорил OCCRP, что не знал о конкретных сделках из расследования. «Тройка» работала в соответствии с правилами финансового рынка, а деньги успешно проходили проверки в европейских банках.
При этом он считает, что «в опубликованных материалах смешалось все: вырванная из контекста информация, интерпретации и вымысел, круглое и зеленое». Варданян заявил, что чувствует ответственность за происходящее, «несмотря на то что в большинстве материалов говорится об отсутствии обвинений» в его адрес.
«Наши юристы сейчас изучают все возможные правовые действия для защиты нашей репутации», — отмечает основатель «Тройки Диалог».
Символично, что расследование OCCRP совпало по времени с другим значимым событием — окончанием узбекской эпопеи сотового оператора МТС. Компания заключила мировое соглашение с минюстом США и SEC и заплатит $850 млн штрафа. В обмен американские власти откажутся от претензий в связи с коррупционным выходом оператора на рынок Узбекистана.
В 2014 году минюст США заподозрил МТС, Vimpelcom (сейчас Veon, холдинг «Вымпелкома») и шведско-финскую Telia в незаконных выплатах структурам, близким к дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой.
По данным расследования,
в 2004 году только МТС заплатил за выход на рынок Узбекистана $100 млн гибралтарской Swisdorn, связанной с Каримовой
Компания платила и потом. Сумма коррупционных платежей МТС оценена в $380 млн.
Все три компании в итоге пошли на мировую с контролирующими органами США. В 2016 году Vimpelcom заплатил регуляторам $795 млн, в 2017 Telia согласилась выплатить $965 млн, МТС предстоит выплатить $850 млн.
При подготовке текста использованы материалы The Bell и OCCRP