Уже к концу 2019 года может быть подписано соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся стран ЕАЭС.
Работа в этом направлении внутри самих стран-участниц союза, а также на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) ведется уже несколько лет. И она совпадает с задачами формирования в ЕАЭС свободного рынка труда. Что мешает? В каждом из пяти государств свои особенности пенсионной системы.
В начале марта министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков говорил, что соглашение предусматривает равные условия пенсионного обеспечения для всех пенсионеров. Без разницы, в какой стране союза они работали. Предполагается, что каждое государство будет платить за периоды стажа работы на своей территории.
Главная задача соглашения — максимальная социальная защита прав граждан союза
Параллельно в ЕЭК работают над взаимным признанием водительских удостоверений, совершенствованием миграционного учета. Два этих барьера серьезно осложняют свободное перемещение трудовой силы.
При этом в разных странах ЕАЭС пенсионные системы испытывают свои серьезные трудности. Например, дефицит Пенсионного фонда России в 2018 году увеличился в 2,4 раза из-за увеличения расходов на пенсии. В Армении большую часть накопительной компоненты в пенсионной системе государство взяло на себя. В связи с чем увеличилась нагрузка на бюджет. Причем в трех странах из пяти идет поэтапное увеличение пенсионного возраста.
Аргумент властей один — население стремительно стареет, экономически активного становится все меньше
В свете существующих в каждой республике ЕАЭС суверенных проблем работа над общими документами — то ли самое, на чем нужно расставлять акценты? Экономист, директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев считает, что нет. Он вообще весьма скептически относится к достижению консенсуса в ЕАЭС по проблемам, не решенным в каждой стране точечно.
— Во всех пяти странах ЕАЭС накопительная компонента присутствует, но разные суммы, источники выплат, пенсионный возраст. А точно ли удастся найти золотую середину?
— Разделяю ваш скепсис. Эта благожелательная повестка малоисполнима и труднореализуема. У нас много и своих проблем в пенсионной системе. И я уверен, что это еще вопрос времени, когда начнутся реальные дискуссии о необходимости ее реформирования. Ведь ключевая задача нашей пенсионной системы — обеспечить нам при выходе на пенсию достаточный уровень дохода. А сейчас, на 21-м году существования накопительной пенсионной системы, степень вовлеченности и уровень накоплений не позволяют реализовать эту миссию.
На 10 млн экономически активного населения у нас только 1,4 млн человек, которые делают отчисления 12 раз в год
Средний уровень накоплений очень низкий.
— Миллион тенге вроде в среднем.
— А медианный, вероятно, еще меньше.
— Всего 3% вкладчиков имеют на счетах более 5 млн тенге.
— Это же приговор пенсионной системе или нет? Поэтому я бы не стал сильно поддаваться какой-то экзальтации по поводу этого анонсированного соглашения о пенсионном обеспечении в ЕАЭС. Нужно больше сосредоточиться на состоянии пенсионных дел в Казахстане.
— «Талап» занимался исследованиями на эту тему?
— По идее пенсионная система должна быть ключевой в повестке нового правительства. Все-таки вопрос очень низкого доверия и эффективности пенсионной системы стоит остро. Во-первых, мы отчуждены от наших же денег. Во-вторых, у накоплений низкая доходность. В-третьих, мы не можем на них надеяться. В-четвертых, пенсионная система несет высокую нагрузку на работодателя. То есть абсолютно не сбалансирована. Но этого вопроса в повестке нет. Идет игра в популизм.
Риск непринятия важных решений перед боязнью хайпа в соцсетях сейчас будет сильно блокировать проведение реформ, адекватных сегодняшним вызовам
У нас в планах есть намерение заняться пенсионкой либо в этом году, либо в следующем. Но глубокие исследования непременно будут в ближайшем будущем.
В ЕНПФ рассказали, как фонд работает вместе с коллегами по ЕАЭС в выработке эффективных решений по пенсионному вопросу.
Заместитель председателя правления АО «ЕНПФ» Сауле Егеубаева в ответе на письменный запрос редакции сообщила, что
после подписания соглашения на граждан других стран ЕАЭС, работающих в Казахстане, будет распространяться наше законодательство
— То есть работодатель, привлекший трудящегося из стран ЕАЭС, будет обязан осуществлять регулярное перечисление обязательных пенсионных взносов в размере 10% от ежемесячного дохода (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) в ЕНПФ.
— Рассматривается ли вероятность перечисления средств вкладчиков ЕНПФ в случае эмиграции в страны ЕАЭС на пенсионные счета страны-реципиента, а не изъятия их в личное пользование?
— После вступления в силу соглашения реализация права на получение пенсионных выплат из ЕНПФ у граждан государств-членов ЕАЭС, имеющих пенсионные накопления в ЕНПФ, будет осуществляться на тех же условиях, что и для граждан РК. То есть на ежемесячной основе при достижении пенсионного возраста и при установлении инвалидности 1 и 2 групп, если инвалидность установлена бессрочно. При этом
граждане государств-членов ЕАЭС будут вправе обратиться с заявлением и пакетом документов, установленных законодательством РК, в ЕНПФ либо в компетентный орган государства-члена ЕАЭС
Суммы рассчитанных получателю пенсионных выплат ЕНПФ будет перечислять на счет компетентного органа государства-члена. Он будет осуществлять доставку (зачисление) сумм пенсий на счет получателя.
— Какие сложности вы видите в достижении консенсуса по унификации пенсионного законодательства в ЕАЭС?
— Соглашение не предусматривает унификацию пенсионного законодательства. Сейчас уже завершено внутригосударственное согласование проекта соглашения, о чем
было объявлено в январе 2019 года на Коллегии по экономике и финансовой политике ЕЭК
В ближайшее время проект документа будет направлен ЕЭК в государства-члены ЕАЭС для проведения внутригосударственных процедур.