Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

За что расстреляли павлодарских преступников в 80-х? Мемуары сыщика

2887
Иллюстративное фото mk.kg

Утром 6 ноября 1983 года директору Павлодарского таксопарка Анатолию Липгардту сообщили: ночью с линии не вернулись две автомашины. Дома водителей нет, родные волнуются. Липгардт немедленно позвонил в областное управление внутренних дел.

«Уехать куда-то без разрешения диспетчера они не могли, — сказал он. – Рустамов работает у нас два года, Долженко — больше 20 лет. Оба добросовестные водители».

Группу по розыску пропавших таксистов возглавил начальник отдела уголовного розыска управления внутренних дел, подполковник милиции Николай Буран. Общее руководство принял на себя начальник УВД, генерал милиции Агзам Мухажанов.

Опыт и интуиция подсказывали: кто-то помешал водителям возвратиться домой

Первая зацепка

На розыск были ориентированы все городские и районные отделы внутренних дел. В таксопарке собрали водителей, выясняя, кто последним видел пропавших. Полезных для розыска сведений не было. В полиции разрабатывались возможные направления поиска.

Николай Петрович Буран. Источник: sputniknews.kz

Первый сигнал поступил в этот же день из Павлодарского районного отдела внутренних дел. Сторож дома отдыха «Павлодарпромстрой» обратил внимание на пустое такси, стоявшее у дороги.

Туда срочно выехала оперативная группа во главе с Бураном. В нее вошли начальник уголовного розыска, майор милиции Станислав Жеребецкий, заместитель начальника Павлодарского РОВД, майор милиции Вячеслав Запайщиков и инспектор уголовного розыска этого же РОВД, старший лейтенант Галам Курманов. Для помощи оперативникам с ними поехали руководители таксопарка.

…»Волга» уткнулась колесами в глубокий кювет. Телефонная трубка от рации была оторвана. Рядом, метрах в пяти от машины, на обледеневшем снегу обнаружили следы крови. Они вели наверх, к дороге, и на ней исчезали…

Со стекол и дверец «Волги» сняли отпечатки пальцев. После осмотра места происшествия сотрудники милиции и работники таксопарка прочесали близлежащую местность. Безрезультатно. Опросили жителей совхоза имени Мичурина, отдыхающих строителей. Никто ничего не видел. Связались с управлением внутренних дел. Оттуда сообщения о находке полетели по проводам во все отделы милиции области.

Эти действия дали результат. Нашлась женщина, ехавшая вечером 5 ноября по трассе в Павлодар. Она видела, как несколько мужчин пытались вытолкнуть такси из кювета. Внешность одного из них она запомнила. По ее описанию составили фоторобот. Снимок размножили. Еще несколько часов поиска ничего нового не принесли.

Скорее всего, кто-то из местных

Вечером из Железинского РОВД сообщили, что в 6 километрах от станции Мынкуль, в березовом колке найдено второе такси. Обнаружили его трактористы, собиравшие сушняк.

И опять оперативная группа Николая Бурана помчалась в Железинку. Обледеневшая трасса казалась стеклянной, а надо было спешить — время работало на преступников. Вот где пригодилось водительское мастерство — за руль сел сам директор таксопарка Анатолий Липгардт. Расстояние в 200 километров преодолели менее чем за два часа.

…Белая «Волга» на фоне выпавшего снега и берез была почти невидимой.

После осмотра автомашины уже не осталось сомнений, что совершено тяжкое преступление

Об этом говорили следы крови в багажнике, по которым заключили, что здесь перевозился один из убитых или раненых таксистов. На правом крыле «Волги» брызги крови были незапыленные — значит, преступление произошло где-то недалеко отсюда. И еще был сделан один важный вывод — позже он подтвердился. В этот колок мог заехать только человек, хорошо знающий окрестности — скорее всего, местный житель.

Утром 7 ноября, в день всенародного праздника, сотрудники полиции начали новый этап розыска пропавших. Они опрашивали жителей сел Михайловка, Железинка, станции Мынкуль, ближайшего отделения совхоза «Михайловский».

Учитывая особую общественную опасность преступления, к поиску решили подключить авиацию. Самолет АН-2 с сотрудниками угрозыска на борту на малой высоте облетел степь от совхоза имени Мичурина до следующего хозяйства, совхоза «Советский Казахстан». Оперативники и работники таксопарка на машинах прочесывали близлежащие окрестности. Никаких следов…

Похожий почерк

Уже тогда появилась еще одна версия. В Железинский РОВД недавно приезжали сотрудники милиции из Омска. Они разыскивали двух неизвестных, напавших на омского таксиста и заставивших его ехать в совхоз «Советский Казахстан». В тот раз подозрение пало на местных жителей. Однако улик было мало, виновных не нашли.

Теперь следы разбойного нападения опять привели в эту местность. Начальник отделения уголовного розыска Железинского РОВД, старший лейтенант милиции Ермек Уакпаев пришел к выводу, что

это могли быть жители села Михайловка — трое братьев Гармановых, все ранее судимые

Подозреваемых дома не оказалось. Зато удалось найти экибастузский адрес одного из братьев, Бориса. Во все отделы милиции области были даны ориентировки на розыск Гармановых.

Группа оперативников выехала в Омск на поиски таксиста, подвозившего двух пассажиров в село Михайловку (совхоз «Советский Казахстан»). Его отыскали, таксист рассказал, что двое парней попросили его подвезти их до поселка «Таврический» Омской области. По дороге они вдруг набросились на него, несколько раз ударили в голову отверткой и перетащили на заднее сиденье. Один из пассажиров сел за руль и они поехали в совхоз «Советский Казахстан» Павлодарской области. На автозаправке таксиста отпустили домой, пригрозив, что если кому-нибудь скажет об избиении, поплатится жизнью.

К тому времени у группы Николая Бурана уже были фотографии всех судимых жителей этого района. В своем архиве все это хранил опытный сельский участковый Иван Гончаров. Когда омичу предъявили эти снимки, он уверенно указал на Ивана и Бориса Гармановых.

Оперативники почувствовали: скорее всего, это конец той самой ниточки, ухватив за который можно было распутать весь преступный клубок. Выходка братьев не имела отношения к убийству павлодарских таксистов, но почерк был уж очень похож — в обоих случаях нападение на водителей.

Первый подозреваемый

Братьев Гармановых решено было задержать. Однако по адресу, который был у оперативников, они давно не проживали. По оперативным данным розыскники вышли на некоего Павла Вдовиченко, жителя Экибастуза, 21 года, которого постоянно видели в компании с братьями. Его задержали.

Одновременно выяснилось, что за день до этого Гармановы «отметились» в местном медвытрезвителе. Один из братьев должен был прийти туда, чтобы заплатить штраф за пребывание в этом заведении и забрать документы. Когда он заявился, тоже был задержан.

Павел Вдовиченко на допросе неожиданно стал открещиваться от знакомства с братьями

Естественно, это вызвало подозрение. Оно еще больше усилилось, когда мужчина не смог вспомнить, где был в ночь с 5 на 6 ноября, во время предполагаемого совершения преступления. После тщательных проверок одна за другой отпали и несколько его путаных легенд. Да и снимок фоторобота очень уж был похож.

«Вы что, меня с самолета сфотографировали?» — спросит он спустя несколько дней у майора Станислава Жеребецкого.

Вконец запутавшись, задержанный стал рассказывать…

Признания подозреваемого

…Пятого ноября Вдовиченко и трое братьев Гармановых были в Павлодаре. Вечером они сели в такси и назвали адрес — совхоз имени Мичурина — только для того, чтобы выехать за город. Рабочий день у водителя Рустамова заканчивался. Рейс должен был стать последним в смене. А стал последним в его жизни…

За городом, почувствовав что-то неладное из разговора пассажиров, он попытался связаться с диспетчером. Один из братьев оторвал телефонную трубку. На водителя набросились, перетянули на заднее сиденье. За руль сел Вдовиченко, но не смог справиться с машиной, и она съехала в кювет. Стали вытаскивать. В это время мимо проезжал таксист Долженко. Увидев застрявшее в кювете такси и облепивших его людей, он поспешил на помощь коллеге.

Если бы он мог знать, что ждет его там, внизу…

При появлении товарища по работе Рустамов попытался вырваться от преступников. «Помоги, они хотят убить меня!» — закричал он.

Его догнали, стали жестоко бить. В ход пустили отвертку. Один из ударов оказался смертельным. Пытавшегося сопротивляться Долженко втолкнули на заднее сиденье его же машины. Убитого положили в багажник, взяли курс на Железинку. Но рядом с ними находился свидетель их злодеяния, от которого преступникам нужно было избавиться.

Свое намерение они осуществили в березовом колке. Убивали отверткой и лопатой. С убитых сняли все вещи, забрали деньги. Примерили даже туфли одного из водителей, но они никому не подошли. Тела зарыли здесь же, затем отогнали машину за 30 км, спрятали ее в таком же березовом колке и предварительно протерли всю ее поверхность, чтобы не оставить «пальчики». Однако удалить все отпечатки ночью они не смогли.

Под утро пришли в Михайловку к тестю Вдовиченко. Переночевав у него, заглушили страх водкой и двинулись к станции Мынкуль. Оттуда, заметая следы, уехали в город Купино Новосибирской области. Следующим утром на проходящем поезде вернулись в Экибастуз. Родственнику они рассказали, что сотворили, но тот скрыл преступление от правоохранительных органов, за что впоследствии получил год исправительных работ.

Взял на пушку

В то время, когда Вдовиченко давал показания, шел розыск его подельников. Сотрудники Экибастузского городского отдела внутренних дел проверяли десятки адресов подозрительных лиц. Вечером 7 ноября был задержан Борис Гарманов. Как он ни врал, как ни изворачивался, но все же под давлением неопровержимых улик тоже вынужден был сознаться в содеянном.

Уже рассказав о совершенных убийствах, они долго не хотели показывать место захоронения своих жертв

«Не хотите говорить — не надо, — заявил тогда Николай Буран. — Улик для суда нам и так хватит. А сейчас завезем вас в таксопарк и на время оставим. Пусть водители с вами поговорят…»

Конечно, руководитель группы брал этих двоих, что называется, на пушку. На самом деле в таксопарк их бы никогда не повезли — случилось бы еще одно преступление. Но хитрость сработала. Подозреваемые испугались, что таксисты за убийство своих товарищей разорвут их на части, и тут же согласились показать, где закопали водителей.

На следственное действие выехал сам начальник управления внутренних дел, генерал-майор милиции Агзам Мухажанов.

«Очень долго пришлось искать последнее пристанище водителей — все березовые колки были похожи друг на друга и убийцы никак не могли вспомнить место, где выкопали яму, — вспоминает Николай Буран.

— Мы уже думали, что они водят нас за нос. Наконец, уже в сумерках, в свете фонаря на снегу проглянули вмятины. Копнули — земля свежая, не успела замерзнуть».

Извлеченные два тела сразу же отправили на судмедэкспертизу. На одном из них было обнаружено 67 ранений, множество рубленых ран и переломов.

Людская кара

На свободе оставались еще два брата Гармановых — 19-летний Иван и 30-летний Александр. Поиски велись всю ночь. Под наблюдение были взяты все возможные места появления подозреваемых. Деться им было уже некуда. Глубокой ночью братьев задержали.

Только утром 10 ноября, в день своего профессионального праздника, работники уголовного розыска вернулись в Павлодар  и побывали в таксопарке. Николай Буран рассказал водителям о прошедшей операции и провел необходимый инструктаж о действиях в критических ситуациях.

Все сотрудники милиции, принявшие активное участие в розыске и задержании убийц, были поощрены приказами начальника УВД и министра внутренних дел Казахской ССР.

На судебном заседании выяснилось, что

кроме двойного убийства и нападения на таксиста, на совести братьев еще несколько преступлений

В сентябре-октябре 1983 года они неоднократно угоняли мотоциклы, а один раз даже трактор у своих сельчан. Съездив на транспорте в приграничные российские области, преступники бросали его где-нибудь неподалеку от села. Трактор нашли в Новосибирской области.

За 10 дней до последнего преступления братья совершили разбойное нападение на трех девушек в поселке Таврическом Омской области. Угрожая отверткой, они избили своих жертв и ограбили, причем одну их них ударили отверткой в лицо.

Решением суда все четверо преступников, с учетом их непогашенных судимостей, совокупности преступлений и особой опасности совершенных ими деяний, были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Просьбы о помиловании были отклонены, приговор приведен в исполнение.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter