Хотя работодатели в этом не заинтересованы, но уж в государственных учреждениях можно точно.
В целом правовая культура сограждан вполне удовлетворительна и государство продолжает прилагать усилия для ее формирования. Однако эту работу можно было бы и расширить — например, найти новые формы для реализации. Так считает доктор юридических наук Даулет Байдельдинов, декан юридического факультета КазНУ.
— Даулет Лаикович, можно ли говорить о правовой культуре нашего общества? Если ли она у сограждан?
— Вообще, правовая культура – это часть общей культуры человека. Если есть общая, можно говорить и о правовой, и о правосознании.
Государство делает достаточно, чтобы у людей было удовлетворительное образование,
общая подготовка и культура.
В большей степени, конечно, это касается той части, которая близка к интеллектуальному труду. Кроме того, граждане, которые вроде не связаны с интеллектуальным трудом, но занимаются бизнесом, задействованы в производстве и тому подобном. Они как минимум хорошо знают, как защищать собственные права.
Хотя дело в том, что
знакомство с правовыми основами не всегда означает их выполнение
Это не значит, что человек готов выполнять или выполняет все существующие законы и положения. Так что правовая культура и законопослушность – это все-таки вещи разные.
— В таком случае, насколько законопослушны наши люди?
— Это сложный вопрос. Картина законопослушности слагается из очень многих факторов, и чтобы ответить на него подробно — придется брать большой срез по уголовным, гражданским и административным делам. Но если брать в общем — то на вполне приемлемом уровне.
— Не думаю, что у нас процент каких-либо правонарушений больше, чем в некоей среднестатистической стране. Какая-то часть из них может быть связана просто с незнанием каких-то новых законов или правил. Тем не менее общий уровень удовлетворителен.
Как со своей стороны государство поддерживает уровень правовой культуры граждан на должном уровне? Например, система среднего и высшего образования предусматривает обязательное получение школьниками и студентами правовых знаний.
Основы казахстанского права и так далее – в обязательном порядке
при изучении любой специальности в колледжах и вузах, да и в школах тоже.
Формирование у молодежи нетерпимости к коррупции — задача гражданского общества
Если говорить о нормативных документах, которые могут подтвердить мои слова, можно привести несколько примеров. У нас есть концепция правовой политики, у нас был принят закон о правовом всеобуче, причем чуть ли в девяностых годах. Есть концепция правового образования – это часть концепции правовой политики. Эти нормативные документы действуют и до сих пор.
Задержан полицией: как быть и что делать
Конечно, у нас не все проходят через систему высшего образования или даже среднеспециального. Как же с ними? Конечно, в СМИ даются определенные знания, в новостях рассказывают про последние законы, проекты и так далее. Какие разрабатываются, какие уже приняты парламентом – такую информацию граждане получают.
Но здесь много чего можно и развернуть, и доработать
Раньше, например, было республиканское общество «Знание», если не ошибаюсь. Мы в обязательном порядке читали лекции на предприятиях и в других организациях. Темы самые разные: о правовой культуре, о последних нормативных документах и тому подобные. В школах, кстати, тоже. Сейчас же такая лекторская работа не проводится.
— Полагаете, эту практику следует возобновить?
— Конечно, все зависит от потребностей. Не каждому предприятию сейчас нужны эти лекции. Каждый старается принять работника уже подготовленного, а не тратить деньги на его общее образование. На профессиональную переподготовку еще согласны, а на тот же правовой всеобуч уже нет. С другой стороны,
даже если работодатели и не заинтересованы, все равно государство этот вопрос могло бы как-то урегулировать
Например, в административном порядке.
— Или хотя бы на госпредприятих или бюджетных организациях.
— Вот именно. Даже юристы иногда путаются в новых нормах Уголовно-Процессуального кодекса, а простой человек их просто не знает. Например, можно было дать серию передач на телевидении. Только не в заунывной форме, а придумать что-нибудь поинтереснее и в общедоступной форме.
Телевидение Казахстана проигрывает интернету и российскому ТВ
Подобные передачи есть, но не на нашем телевидении. Разыгрываются судебные процессы, рассказывают об уголовных делах, и люди смотрят.