Чего хотят казахстанцы и готовы ли они оставаться в стране, несмотря на ухудшение экономического фона? Об этом Саясат поговорил с Айман Жусуповой, экспертом Института мировой экономики и политики при фонде первого президента РК – Елбасы.
— Как трагедия в Астане с гибелью 5 девочек при пожаре отразилась на социальном самочувствии в Казахстане? Какие тенденции она выявила?
— Этот трагический случай, безусловно, негативно сказался на социальном самочувствии граждан. В Астане и Караганде прошли митинги многодетных матерей. Конечно,
трагедия не оставила неравнодушным никого и обнажила серьезные недочеты в социальной политике,
связанные в частности с поддержкой многодетных семей. На острие жилищный вопрос, злободневный для многих граждан страны. Обществу необходимы системные изменения в социальной политике с учетом текущих реалий.
— Как в целом сейчас оценивается уровень социального оптимизма и какие факторы на него влияют?
— Социальный оптимизм явление многоаспектное и обусловленное вполне конкретными факторами:
В комплексе они все влияют на уровень социального оптимизма. Тем не менее стоит подчеркнуть, что на уровень оптимизма объективное влияние имеют и демографические характеристики — например, возраст граждан. Молодые люди обычно более оптимистичны.
При этом, согласно исследованиям, в нашей стране
более критично оценивают свои возможности граждане с более высоким уровнем жизни и проживающие в городах
Вероятнее всего это связано с ростом уровня их притязаний, более критичной оценкой происходящего.
— Происходит ли процесс некоего переформатирования социального самосознания на фоне падения уровня жизни и увеличения количества общего негатива?
— Безусловно, возрастание негативного социального фона влияет на самосознание граждан. Это закономерное явление, которое тем не менее не оказывало бы столь значимого влияния, если бы так или иначе не затрагивало значимую часть граждан страны ростом цен на товары и услуги, повышением тарифов на коммунальные расходы.
Тем не менее механической сменой картинки с относительно негативной на позитивную можно вызвать еще большее недовольство граждан. О чем все это говорит? О том, что
в обществе растет запрос граждан на диалог с государством
Власти должны показать, что для изменения существующей ситуации предпринимаются реальные шаги.
— Чего казахстанцы ждут от властей, есть ли запрос на перемены или людей охватила социальная апатия?
— Снижение общего уровня жизни, безусловно, не могло не сказаться на настроениях населения. Вместе с тем, нельзя сказать, что вследствие этого люди уже ничего не ждут от властей. Напротив,
основной запрос связан с реальными действиями по повышению соцподдержки населения,
четких, понятных и работающих инструментов в сфере социальной политики. То есть на то, чтобы власти посмотрели на ситуацию с точки зрения рядовых граждан.
— Сейчас много разговоров о миграционных настроениях. Подтверждают ли данные социсследований справедливость этого утверждения? В чем корни миграционных настроений?
— Данные социологических исследований, напротив, демонстрируют, что доминирующая часть наших сограждан не планируют менять место жительства и переезжать в другую страну на ПМЖ.
Вместе с тем
доля планирующих сменить место жительства в пределах Казахстана является значимой и может нарастать
В свою очередь внутренняя миграция, особенно в больших масштабах, представляет для страны угрозу с точки зрения необустроенности и проблем адаптации социально-экономического характера.
Что касается внешней миграции, большая часть молодых граждан страны, которые планируют мигрировать из Казахстана, имеют образовательные цели. Тем не менее многие из них изначально или в ходе учебы за рубежом остаются там жить.
— После трагедии в Астане мы увидели всплеск гражданской активности. Что это — ситуативный эффект или гражданское самосознание действительно растет?
— Общество в Казахстане, как, впрочем, и в любой другой стране, делится на активную часть, и тех, кто предпочел бы не проявлять гражданскую активность в силу собственных причин, при наличии любого рода возможностей. Безусловно,
рост гражданского самосознания активной части казахстанского общества есть
И этот процесс будет возрастать — в первую очередь благодаря современным информационно-коммуникативным технологиям и интернету.
Безусловно, это благо, поскольку у людей появляется возможность быть услышанными более четко, они учатся аргументированно оформлять свое мнение, запросы. Конечно, это влечет и многие угрозы, но если в итоге и власть, и общество смогут наладить коммуникацию и услышат друг друга, от этого выиграют все.
— На фоне трагедии было заметно стремление людей организовать некие общие группы, сообщества, чтобы совместно пережить произошедшее. О чем это свидетельствует?
— Сообщества взаимопомощи, взаимоподдержки лежат в основе любого общества. Так было всегда, ведь так легче переносить беду. С развитием интернета организовать подобные сообщества стало легче, а потому
развитие Сети влечет и рост гражданской активности, это объективный процесс
Во многих странах существуют специальные сообщества, направленные на то, чтобы совместными усилиями активных неравнодушных граждан и власти решать проблемы, возникшие в том числе и в силу стихийных обстоятельств.
— Наблюдается и всплеск благотворительности, люди начали помогать малоимущим, растет некий волонтерский посыл. Как вы считаете, каков запас его прочности и как долго продержатся такие настроения?
— Конечно, спад будет. Тем не менее уже сейчас видно стремление, порыв многих граждан оказывать поддержку оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. Этот процесс, безусловно, должен быть организован, прозрачен, тогда есть вероятность, что он будет носить системный характер и станет традицией. В частности, на открытии Года молодежи президент сказал, что
молодым, занимающимся благотворительной деятельностью, будут оказаны преференции, повысится стипендия
Такого же рода меры должны быть и в отношении вообще всех, кто занимается благотворительностью и меценатством. То есть это должно стать не разовым мероприятием, а носить системный характер и поощряться обществом и властью.
— Какие тревоги и опасения охватили наших граждан?
— Согласно данным исследований,
казахстанцев в первую очередь беспокоит безработица, повышение цен, низкий уровень зарплаты
и неудовлетворительное состояние медицины. То есть проблемы социально-экономического характера. При этом больше, чем ранее граждан стала беспокоить проблема безработицы. Очевидно, что на уровень тревожности влияют неурядицы в финансовом секторе страны, снижение уровня потребления.
— Каковы ожидания сограждан на 2019 год?
— Они связаны с преодолением кризисных явлений в экономике. Люди хотят реальных подвижек в виде развития реального сектора, вступления в производственный цикл новых предприятий, развития малого и среднего бизнеса, появления новых рабочих мест.
Главные ожидания – рост рабочих мест и рост реальных доходов
В ряду ожиданий ограничение роста тарифов на коммунальные расходы и усиление социальной политики государства.