В 2017 доля импорта из КНР, «неучтенного» национальной таможней Казахстана, превышала 59%, в Кыргызстане – 70%. Контрабанда оказывает негативное влияние на общее экономическое положение и становится одной из причин несбалансированного развития экономики в дальнейшем.
На прошлой неделе в Астане прошло расширенное заседание правительства. На нем были рассмотрены итоги социально-экономического развития и меры по обеспечению экономического роста. Среди прочих вопросов глава государства остановился на задаче борьбы с теневым оборотом в экономике. Цель —
за 3 года сократить долю теневой экономики как минимум на 40%
Это как минимум. Без чего, как можно предположить, выполнение задач повышения темпов роста экономики, обеспечения комфортных условий для предпринимательства, роста благосостояния казахстанцев и качества жизни становится трудно достижимым, пишет ИАЦ МГУ.
Вопрос теневой экономики — один из трудно решаемых не только в странах Центральной Азии. Прежде всего это связано со сложностями определения структуры экономики и подсчета ее объемов.
Хотя в этом направлении сделаны решительные шаги по исследованию действительного состояния теневой экономики и определены объемы отдельных направлений. Например, по одному из источников теневого оборота – контрабанде товаров – весьма удобно пользоваться показателями разницы между национальной и зарубежной статистикой по импорту товаров.
Это показано в статье Марата Шибутова, и становится ясно:
статпоказатели у партнеров выше, чем фиксированные на таможне Кыргызстана. Разница и есть теневой «доход»
Понятно, что нужно учитывать различия в подходах и фиксации статпоказателей в разных странах. Но графики тем не менее весьма показательны.
Разница в таможенной статистике импорта товаров из Китая в Кыргызстан достигла невероятной суммы почти в $8,5 млрд в 2008. Затем «стабилизировалась» в остальные годы, вплоть до 2017, на показателях от 3,3 до 4,14 млрд долларов. И это вне зависимости от революционных перемен в государственном устройстве.
Разница в статистике импорта товаров из Турции с 2013, ставшего рекордным за все время независимости, стала неравномерной по годам, но в 2017 достигла $321 млн.
Разница в таможенной статистике Кыргызстана, начиная с революционного 2005 года, была «устойчивой» в смысле тенденции к росту.
Нельзя сказать, что руководство Кыргызстана, как и в Казахстане, не озабочено ситуацией с теневой экономикой. 24 января информационный ресурс «24.kg» сообщил (со ссылкой на Нацстаткомитет), что
объем теневой экономики в Кыргызстане в 2017 году составил 125,2 млрд сом (23,6% ВВП)
Там же сообщается, что в 2018 году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) по просьбе правительства нанял международную компанию PricewaterhouseCoopers (PwC). Она должна провести исследование в целях определения реальных размеров теневой экономики Кыргызстана.
Подобные исследования ранее регулярно проводились отечественными и российскими специалистами. Еще в 2013 году эксперты Национального института стратегических исследований (НИСИ) КР докладывали президенту Кыргызстана о реальной ситуации. По просьбе главы государства доклад был представлен без всяких извлечений и купюр.
Тогда же было зафиксировано, что данные Нацстаткомитета серьезно расходятся с экспертными оценками. Так, некоторые эксперты приводят данные, что
доля теневой экономики Кыргызстана достигала тогда 90% от ВВП, по другим — превышала ВВП страны в несколько раз
Такие расхождения во многом можно объяснить различными подходами к оценке теневой экономики. Например, в ее состав зачастую включаются доходы от нелегальной экономической деятельности (наркобизнеса, проституции и т. п.), а также от неэкономических видов деятельности (рэкет, грабежи, печатание фальшивых денег и др.).
Такой подход нецелесообразен, поскольку не отделяет производственный сектор, обеспечивающий реальный прирост ВВП, от сектора перераспределения дохода от произведенных товаров и услуг.
При этом 95% от этой суммы составляют:
Напомним, это исследование было представлено в 2013 году. Эксперты не претендовали тогда на всеобъемлющий охват предмета теневой экономики в исследовании вопроса.
Официальные данные, которые приводят статслужбы Кыргызстана, Счетная палата КР, расчеты Всемирного банка, ООН и других организаций сильно отличаются от полученных в ходе исследований, проведенных экспертами.
Например,
данные об импорте из Китая в Кыргызстан различались в 2013 более чем в 10 раз
Что говорило о несовершенной системе учета экономических операций в Кыргызстане.
За последний год положение в Кыргызстане несколько улучшилось. Однако, как следует из доклада Евразийского аналитического клуба, по Казахстану и Кыргызстану ситуация остается сложной.
В 2017 доля импорта из КНР, «неучтенного» национальной таможней Казахстана, превышала 59%, в Кыргызстане – 70%
Общая стоимость «серого импорта» составила более $10 млрд для двух стран.
Доля «серого» импорта из КНР
Огромные размеры неучтенных товарных потоков в Кыргызстан и Казахстан оказывают негативное влияние на общее экономическое положение в странах, становясь одной из причин несбалансированного развития экономики в дальнейшем.
Проблема назрела, и от того, как она будет решена, зависит в том числе и судьба международных объединений, таких как ЕАЭС.