18+
Астана
Сейчас
-6
Завтра
-5
USD
377.62
0.00
EUR
426.03
0.00
RUB
5.67
0.00

Реформы Мирзиёева: от конфронтации с силовиками до бюрократии

С приходом к власти Шавката Мирзиеёва и сменой руководства политический процесс в Узбекистане существенно изменился. Трансформировался и баланс сил. Это отразилось не только на внутренней повестке дня, но и на внешнеполитическом курсе Ташкента. Жумабек Сарабеков, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК, анализирует.

afishamedia.net

Одним из ключевых сюжетов изменения узбекского общества стало снижение роли силовых структур в системе управления и оттеснение их от властных рычагов.

Всемогущие спецслужбы

До недавнего времени в отношении узбекских силовых структур вполне можно было употребить слово «всемогущество». Они занимали главенствующие позиции в политической системе и концентрировали в своих руках огромную власть, подкрепленную мощным финансовым капиталом.

По мнению ряда узбекских политологов, спецслужбы, и прежде всего Служба национальной безопасности (СНБ), к середине 2000-х занимали ведущую роль в кадровом обеспечении госорганов.

Сотрудниками СНБ были до 75% управленческого аппарата

Кроме того, имелись сведения, что лидеры спецслужб владели крупнейшими узбекскими банками.

Причина столь глубокого внедрения силовиков в систему управления заключалась в том, что первый президент Узбекистана Ислам Каримов в своей политике и укреплении власти опирался в основном на силовые структуры. Их влияние особенно усилилось после андижанских событий 2005 года, когда возникла реальная угроза стабильности. Это и привело к заметному расширению полномочий спецслужб.

Вместе с тем их столь широкое присутствие практически во всех сферах общественной жизни несло и серьезные издержки. А именно, доминирование силовиков хоть и обеспечивало порядок, но сделало систему заскорузлой, невосприимчивой к реформам и модернизации. Кроме того, всячески подавлялась инициатива со стороны узбекского бизнеса, который нуждался в либерализации правил игры.

Другим серьезным побочным эффектом стала проблема масштабной коррупции

Реформы Мирзиеёва

Очевидно, что для Шавката Мирзиёева, который нацелился на проведение масштабных реформ, существовавшее положение дел сильно ограничивало пространство для маневров. В первое время новоизбранному президенту действительно приходилось учитывать мнение силовиков. И это наглядно показала ситуация вокруг отмены виз для иностранных граждан.

Как известно, сначала Мирзиёев выпустил указ об отмене виз уже с весны 2017, однако впоследствии это перенесли на более поздний срок. Согласно официальной версии, перенос был обусловлен необходимостью создания соответствующей материально-технической базы. Однако, по другим сведениям, решение отложить внедрение безвизового режима было связано с отрицательной позицией СНБ по этому вопросу.

Поэтому новоизбранный президент Узбекистана постепенно начал тяготиться излишним влиянием силовиков и предпринял меры по его ограничению. Это выразилось в кадровых перестановках в рядах силовых структур и позволило Мирзиееву заново выстроить систему сдержек и противовесов в силовом блоке.

Президент поменял всех глав силовых ведомств и расчистил кадровый состав спецслужб

Еще одним важным шагом Мирзиёева по снижению роли силовиков в политическом процессе, на мой взгляд, является реформа сферы госуправления. Сегодня в Узбекистане впервые за всю историю независимости разрабатывается закон о госслужбе.

Реформа должна улучшить материальное и социальное обеспечение госслужащих и создать систему профессиональной подготовки кадров. Похоже, президент Мирзиёев, в отличие от своего предшественника, намерен сделать ставку на бюрократию.