Имена крупных купцов верненского рынка второй половины 19 века и сегодня на слуху. Как наживали капиталы те, чьим умом и стараниями развивалась и богатела земля алматинская? Познакомим вас с династией Шахворостовых, об истории семьи поведала их правнучка.
Многие переселенцы из России при переезде в город Верный разбогатели. Естественно, при наличии, как тогда говорили, «масла в голове и фарта в торговле».
Приток людей начался в 1861 году: в России отменили крепостное право и желающие иметь свой надел земли двинули в неизведанные края.
Одними из первых в тогда еще не город, а военное поселение «Верное» пришел бывший крепостной крестьянин Григорий Шахворостов с женой и четырьмя сыновьями.
(Через 64 года, когда потомков Шахворостовых в Алматы станет гораздо больше, на свет явится его правнучка Эмилия Анатольевна, по мужу Зольникова. Вот от нее-то мы и узнали, как прадед и его сыновья стали купцами первой гильдии).
Не хапугами-временщиками прибыли они на вечное поселение в наш край, а рачительными добрыми людьми
— Когда отменили крепостное право в России, мои предки, получив по царскому указу вольную, собрали немудреный крестьянский скарб и двинулись в путь. Не знаю почему именно сюда шли: может быть чьим-то рассказам о райском месте в цветущих яблонях поверили. Не одни они целый год из Воронежа в Верный шли, обоз из нескольких десятков телег и повозок собрался: Шахворостовы, Костюковы, Пестовы… За время пути успели породниться друг с другом, — рассказывает правнучка купца Шахворостова.
Разворотливые и шустрые предки нашей героини — не смотри, что бывшие крепостные! — взялись за торговлю. А надо сказать, что по дороге из родных мест они интересовались, что в казахских степях дорого стоит?
Сказали им люди добрые, что без казана казах – не казах
Где то на Урале скупили Шахворостовы чугунные казанки и повезли с собой. Ступив на казахскую землю, стали предлагать товар местным. Не без наценки, конечно же. С этого навара торговые лавки в Верном поставили, дома построили, дело расширили.
— Прадед мой, Григорий Шахворостов, к концу жизни был очень богатым человеком, купцом 1-й гильдии, уважаемым гражданином города Верного, — рассказывает Эмилия Анатольевна. — Его лавка, а затем магазин были одними из первых в городе, стояли на углу нынешних улиц Кунаева и Жибек жолы — сейчас там салон моды.
Одному из своих четырех сыновей, Сергею, прадед мой поставил дом, который и сейчас является исторической ценностью на проспекте Назарбаева (тогда улицы Фурманова). Недаром в нем размещалось посольство одного из иностранных государств. А вот дом моего родного деда Петра Шахворостова, который стоял в квадрате улиц Гоголя — Панфилова — Горького — Фурманова, не уцелел.
У прадеда было еще два сына — Михаил и Григорий, тоже купцы. Всем четверым, умирая, он оставил равные доли наследства, сложив которые мои деды построили суконную фабрику в с. Каргалы.
Она и по сей день исправно работает. Строили ее долго, около десяти лет. Оборудование везли из-за границы, но зато и сукно выпускали первого сорта.
В первую мировую войну, в 1914, мои деды всю русскую армию одели, а после революции их «отблагодарили” — все конфисковали
Мама рассказывала, как это было. Лишь голые стены в домах остались. И ладно бы по-хозяйски новые власть имущие всем добром шахворостовским распорядились… Так ведь порушили все, пожгли, поломали…
Хорошо хоть в живых оставили… Простые люди чекистов за Шахворостовых просили: не трогайте их! Потому что деды мои хапугами и живодерами не были, все своим умом и горбом наживали — уважали их в городе.
Бывшие крестьяне, выбившись в большие люди, дорожили хорошим образованием. Их потомки, ступившие в детстве и юности в эпоху социальной уравниловки, не могли продолжить дело отцов и дедов.
Шахворостовы и их потомки из поколения в поколение передают наследственную черту, девиз которой «Однажды и навсегда!»
Конечно, не только Шахворостовы пестовали и обустраивали Алматы, в истории города много приверженцев, чьи имена не забыты и ныне.
По сию пору принимает покупателей магазин «Кызыл Тан», который построил купец Искак Габдулвалиев.
Все на том же месте стоит пивзавод, уже разросшийся и модернизированный, но продолжающий выпускать знаменитое «Жигулевское». До начала третьего тысячелетия работали магазины Никиты Пугасова.
Это отнюдь не все известные купцы Верного, а лишь малая его толика. Чего стоят фамилии Лутманов, Гаврилов, Курмашев, Медведев, Быков — можно перечислять еще очень много. Каждый из них внес свой вклад в благосостояние города.
Да, время берет свое – ничто не вечно под Луной. Но память об истинных купцах, не рвачах-хапугах, живет веками.