2 февраля Владимир Путин поручил приступить к разработке новых баллистических ракет средней и малой дальности, а также наземных пусковых установок. Ранее делать это запрещал подписанный еще в конце 80-х договор с США. Решение Трампа приостановить выполнение обязательств соглашения фактически дало начало новой гонке вооружений.
Это стало одним из главных символов прекращения холодной войны – в Советском Союзе по этому случаю даже были выпущены тематические почтовые марки. Заключение договора между двумя странами было положительно воспринято всем миром и в первую очередь европейскими странами. На континенте было достаточно ядерных пусковых установок, размещенных СССР и США, а потому
Европа стала бы главным полем боя в потенциальном ядерном конфликте
Стороны ответственно подошли к выполнению соглашения: за 3,5 года США уничтожили 846 комплексов, СССР – на 1000 больше (около половины ракет при этом не находилось на боевом дежурстве).
После распада СССР договор о РСМД неоднократно упоминался при обострении американо-российских отношений. Стороны поочередно обвиняли друг друга в несоблюдении условий, грозя выйти из условий. Однако дальше слов дело не доходило. Пока за дело не взялся Дональд Трамп.
1 февраля президент США заявил, что Россия нарушала договор о РСМД «безнаказанно, скрыто разрабатывая и разворачивая запрещенный ракетный комплекс». Речь идет о ракете 9М729, созданной во второй половине 2000-х. Внешне она напоминает разрешенные аналоги, но характеристики, как считает Трамп, нарушают достигнутую более 30 лет назад договоренность
Глава Белого дома заявил, что Россия развернула несколько дивизионов наземного базирования –
а это уже прямое нарушение договора. Как результат, со 2 февраля США приостановили выполнение своих обязательств по договору о РСМД.
Россия не отмалчивалась: еще до решения Трампа российский МИД заявил, что США испытывают собственные ракеты средней дальности под видом мишеней для систем ПРО, а также развертывают в Европе боевые комплексы. Что касается обвинений США, тут комментарии были непоследовательны.
Сначала утверждалось, что никаких ракет нет, затем что они есть, но уничтожены не будут
«9М729 уничтожена не будет. Эта ракета летит на 480 километров, что вполне вписывается в параметры договора. Напомню, что меньшая дальность — от 500 до 1 тыс. км, а средняя — от 1 до 5,5 тыс. км», — заявил 1 февраля член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
Дальнейшая реакция России была ожидаемой. Представитель МИД РФ Мария Захарова назвала заявление Трампа «частью американской стратегии по снятию с себя международных обязательств» и заявила, что Москва оставляет за собой право на ответную реакцию.
Официальная реакция последовала 2 февраля. Владимир Путин на встрече с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу заявил о зеркальных мерах:
«Наш ответ будет зеркальным. Американские партнеры объявили о том, что они приостанавливают свое участие в Договоре, и мы приостанавливаем. Они объявили о том, что они занимаются НИР и НИОКР и опытно-конструкторскими работами, и мы будем делать то же самое», — сказал президент России.
При этом Путин отметил, что
Россия «не должна и не будет втягиваться в затратную гонку вооружений», но тут же утвердил предложения Шойгу,
которые прямо противоречат этим словам.
Президент России утвердил:
При этом Путин заявил, что Россия не будет размещать оружие средней и меньшей дальности ни в Европе, ни в других регионах мира до тех пор, пока этого не сделают США.
Своим решением Владимир Путин фактически отверг предложение Трампа, который назвал условия возобновления действий договора. Россия должна уничтожить все запрещенные ракеты, пусковые системы и связанное с ними оборудование. На это он отвел России полгода, после чего договор будет расторгнут окончательно, а США начнут разрабатывать «свой военный ответ».
Кроме того,
Трамп заявил, что собирается предложить России новый договор о контроле над вооружениями, но деталей не раскрыл
Заявление США поддержала НАТО, но европейские страны против — срыв соглашения в первую очередь будет угрожать им. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила о необходимости попытаться сохранить договор.
На сегодняшний день единственным договором о ядерном сдерживании останется базовый договор СНВ-3, который истекает в 2021 году. Его дальнейшая судьба под вопросом. Лавров заявил, что США не создают условий для проверки Россией его соблюдения.
Что будет после того, как он подойдет к концу, и насколько далеко страны зайдут в новой гонке вооружений, большой и актуальный вопрос.
При подготовке статьи были использованы материалы The Bell и РИА Новости