Если США выведут свой контингент из Сирии, это будет на руку прежде всего Ирану, который расширит свое влияние на регион с помощью шиитских вооруженных формирований.
Решением вывести американский контингент из Сирии Трамп, с одной стороны, сменил на неопределенность один из важных внешнеполитических приоритетов США – свержение Башара Асада. А с другой, вогнал в ступор вашингтонских силовиков, у которых появились опасения, что пострадают сирийские курды, по сей день являющимися союзниками США в борьбе против ДАИШ.
Другие опасения связаны с тем, что решение Трампа будет на руку России и Турции. Из ступора вывел советник американского президента по национальной безопасности Джон Болтон, который после его заявления объявил, что военные США будут оставаться на территории Сирии до тех пор, пока не будет повержена ДАИШ, а Турция не даст гарантии, что не станет мстить курдам после ухода американцев.
Некоторые эксперты в области безопасности, включая Колина Кларка (авторитетные мнения которого по широкому кругу вопросов наша редакция размещала на портале), сконцентрировались на другой проблеме. Речь идет о вакууме влияния и открытости оперативной территории, которые заполнят шиитские вооруженные формирования Ближнего Востока, за которыми стоит Иран.
На самом деле, когда Болтон после шокирующего заявления Трампа объявил о планах США по Сирии, он говорил только о курдах и ДАИШ. Однако ни слова не сказал о шиитских отрядах, которые являются одним из ключевых аргументов выживания режима Башара Асада.
Эти вооруженные формирования финансируются, обучаются и идеологически направляются Ираном
Шиитские многонациональные вооруженные формирования, как явление современной войны, корнями растут из событий первых дней Исламской революции в Иране, которой в феврале 2019 исполняется 40 лет.
Тогда лидеры революции – Аятоллы — объявили о планах распространения своих идеалов за пределы Ирана. С тех пор эта страна форсировано укрепляет связи с шиитами всего мира. В первую очередь в странах, которые считает важными для своей безопасности. Первичный романтизм революции сошел на нет. Зато осталась широкая сеть влияния в Афганистане, Ираке, Ливане, Пакистане, Сирии и Йемене.
Первым успешным проектом Ирана в этой области стала ливанская Хезболла, военно-политическая организация, заточенная против Израиля в частности и всех врагов Ирана в целом. Знания, навыки и умения накапливаются такими отрядами в «серых зонах» — там, где активных военных действий не ведется, а мира еще нет.
Типичные «серые зоны» современности – Ирак и Афганистан
Когда в 2011 году начался сирийский конфликт, Иран был готов поддержать Асада. Но в какой-то момент мудрые иранские правители усмотрели в поведении Асада опасение, что может сложиться картина, будто он выживает исключительно за счет присутствия в Сирии большого количества вооруженных иранцев.
Тогда вместо прямого вмешательства Тегеран организовал шиитов родом из других стран и перебросил их в Сирию. Бойцы стали прибывать из Ливана, Ирака, Афганистана и Пакистана. Иран оперирует в Ливане и Ираке достаточно давно и переброска вооруженных шиитов из этих стран была ожидаема и предсказуема.
Новшеством стали шииты из Афганистана и Пакистана – дивизия «Фатимиюн» и бригада «Зейнабиюн». Бойцов вооружает, снабжает и воодушевляет знаменитый и грозный Корпус стражей Исламской революции.
Существование обширной сети шиитских вооруженных формирований, поддерживаемых Ираном, само по себе есть информационный повод. Но
вывод войск США из Сирии создаст вакуум, который заполнят шиитские отряды,
таким образом давая Ирану возможность распространять свое влияние на регион. А этот процесс сдерживали как раз-таки американцы.
Ожидается, что в Сирии останется несколько сотен солдат и офицеров войск спецназначения США. Скорее всего, это подтолкнет Израиль перейти к более активным комплексным мероприятиям, поскольку Иерусалим не сможет больше полагаться на помощь американцев в деле сдерживания Ирана. У иранцев тоже появится больше поводов к более активным действиям.
Американские эксперты утверждают, что в деле привлечения новых бойцов Иран полагается не только на религиозный фактор. Им и их семьям обещают проживание в стране, деньги, услуги здравоохранения и образование. Когда война в Сирии закончится,
Иран перебросит своих боеспособных и накопивших уникальный опыт шиитов в другие серые зоны
Учитывая, что подобная практика складывалась последние 40 лет, легко догадаться, что с каждым новым вооруженным конфликтом или обострением на территориях, которые входят в зону интересов Ирана, использование и содержание отрядов обойдется иранцам совсем недорого.
«Иран на оборону тратит меньше, я бы сказал гораздо меньше, нежели его соперники. И это с учетом поддержки многочисленных клиентов в Сирии, Ираке, Ливане и Йемене», — заявил иранский ученый Афшон Остовар.
По последним данным американской разведки, часть дивизии «Фатимиюн» на фоне заявления Трампа о выводе войск и из Афганистана в том числе, переброшена в Афганистан для подавления ДАИШ в этой стране. Этим жестом Иран пытается показать афганцам, что хотел бы принять на себя роль стабилизирующей силы.