В степи жизнь была не из легких, поэтому трудовые будни обязательно перемежались отдыхом, играми и всевозможными развлечениями.
Мужчины играли в тоғыз құмалақ, ездили в гости, охотились, устраивали соревнования. Они любили музицировать, почти каждый умел петь и играть на домбре. К формам развлечения относились и беседы. Женщины, как правило, свой отдых сопровождали каким-нибудь делом: валяли кошмы, ткали, вышивали, изготовляли құрақ (тканевые мозаичные изделия).
Развлечения были и коллективными. Во время отсутствия мужей и родителей абысындар (невестки-своячницы) устраивали чаепития, застолья, пели, шутили, даже соревновались в қатынкүрес (женская борьба).
Бывало и так, что в летний прохладный вечер все выходили на свежий воздух, собираясь вместе около какой-нибудь юрты. Выносили угощения, обменивались новостями, шутили, загадывали загадки, пели, играли на домбре кюи, проводили айтысы.
Вот что пишет автор книги «Этикет казахов» Ш. Тохтабаева:
«Игры и развлечения, как культурные явления, полифункциональны и многоуровневы, генетически они восходят к древнейшим временам и выполняют общественную, воспитательную, коммуникативную, обрядовую, ритуальную и зрелищно-эстетическую функции».
Развлекалась и молодежь. Взрослые к играм молодых относились с пониманием, воспринимая молодость золотой порой жизни. Именно об этом отрезке жизни поется «Ойна да күл».
Молодость у казахов всегда ассоциируется с весной, зеленым цветом, когда пробуждается и цветет весь мир. А
молодежь считается особой группой общества, несущей позитивный заряд жизни
Одна из казахских молодежных традиций называется «бастаңғы» (активное начало), в некоторых регионах Казахстана ее называют просто «бастан». С разрешения старших молодые люди проводят бастаңғы в то время, когда родители уезжают в гости или на той.
В доме, где проводится бастаңғы, режут барана, приглашается только молодежь, звали и сверстников из соседних аулов. Во время такого веселья проводились игры и айтысы. Пели песни, играли на домбре. Бастаңғы были поводом для знакомства и местом для встречи влюбленных.
Об этой традиции написал поэт, ученый Шакарим Кудайбердиулы в поэме «Калкаман — Мамыр»:
Ол күнде жерге талас қазақ, қалмақ,
Атысып, ауыл шауып, жылқыны алмақ.
Бір соғыста қалмақты қазақ жеңіп,
Тобықтының бәрі де тойға бармақ.
Той қылған Орта жүзде Сәмеке хан,
Жиылды той болған соң бірталай жан.
Бай, бәйбіше, үлкендер сонда кетіп,
Жас жігіт, қыз-келіншек үйде қалған.
Қазақта бастан деген бір ырым бар,
Мал сойып, жастар ойнап бір жиылар,
Қалқаман бастан қыл деп қызға келді,
Азар болса бір тоқты шығын шығар.
Сойғызды Мамыр сонда тоқтыны әкеп,
Ойнады қыз-бозбала етінен жеп,
Оңашада Қалқаман Мамыр қызға
Ымдады бір жауабың болмай ма деп.
Айтса да қыздан жауап үміт күтіп,
Естімеген кісі боп қалды кетіп,
Сөйтсе дағы сонда айтқан сөзі мынау.
Еш адамға елеусіз өлеңдетіп:
«Аулымның күнбатысы қалың қамыс,
Бүрсүгініннен арғы күн болды алыс.
Жас кісіде бар болса жігер, намыс,
Болып кетіп жүрмесін жатпен таныс».
Солайша жауап берді Қалқаманға,
Бұл сөзі байқалмады басқа жанға.
Бүрсүгүні қамыстан жолықпасаң,
Мен саған жоқ деді ғой байқағанға.
…
Когда за земли бились казахи и калмаки,
Стрелы пускали, угонялись кони, гибли люди.
Калмаков победили казахи в битве одной,
Представители рода тобыкты поехали на той.
Той организовал в Среднем жузе Самеке хан,
На тот той большой каждый казах был зван.
Баи, байбише, взрослые выехали в путь,
Молодые джигиты и девушки их дома все ждут.
У казахов есть традиция, зовется бастан,
Молодежь для веселья собирается в стан.
Обратился к любимой тогда Калқаман:
«Приготовь угощение, организуй бастан».
Дастархан Мамыра явств был полон,
Девушки и джигиты лакомились вдоволь,
И тогда Калкаман сказал девушке слово:
«Будет ли ответ? Я по тебе давно сохну».
Сказал и ждал он ответа молча,
Что скажет дева, ждала надежда.
Не показав вида, молвила дева,
Будто глядела на звезды, на небо:
«На западе аула растет красивый камыш,
Если послезавтра не будет ответа, значит птица улетела ввысь.
У молодого всегда есть гордость и сила,
Не упусти свое, доберись до милой».
Так шепотом ответила Калкаману она,
Даже ветер не услышал, что сказала она.
«Если послезавтра не увидишь меня,
Я твоей не буду уже никогда».
Сегодня казахская молодежь веселится у друзей дома или в ресторанах и клубах.