Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Политика СССР в отношении советских евреев — взгляд из 70-х (часть 2)

5185
diary.ru

Религиозная дискриминация

«В СССР антирелигиозная идеология и пропаганда ставят религию в весьма шаткое положение. Иудаизм во многих фундаментальных вопросах поставлен в условия уникальной дискриминации.

Еврейские конгрегации не имеют разрешения на реализацию, хотя бы в какой-то части прав, которыми пользуются другие народы СССР. Прав на содержание своих общенациональных федераций или других форм централизованных организаций для осуществления религиозных функций, отправления служб религиозного характера, общего поддержания религиозного духа у паствы и усиления связей между конгрегациями.

У раввинов и руководителей синагог совершенно ничего нет по сравнению со Священным синодом Русской православной церкви, Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов, Национальным духовным собранием Армянской церкви, Лютеранскими церквями Латвии и Эстонии или Духовным управлением мусульман Казахстана и Центральной Азии.

Перечисленные учреждения и институции религии имеют разрешения на использование широкого диапазона инструментов для распространения религиозных убеждений, у них есть типографии и другие ресурсы.

В 1957 году была перепечатана Библия в версии Русской православной церкви общим количеством в 50 тыс. экземпляров. В 1958 баптисты СССР выпустили в обращение 10 тысяч экземпляров протестантской Библии на русском языке. В том же году Духовные управления мусульман (ДУМ) в Уфе и Ташкенте выпустили 4 и 5 тысяч экземпляров Корана, соответственно. В мае 1962 г. ДУМ по Средней Азии выпустило новую редакцию Корана.

Следует отметить, что все

редакции Корана напечатаны на арабском языке, на котором советские мусульмане не говорят,

но который используется для религиозных исследований.

Политика СССР в отношении советских евреев — взгляд из 70-х (часть 1)

Запрет на религиозную литературу

Вышеозначенные нюансы контрастируют со статусом религии и иврита в СССР. Иудаизму нет допуска к типографиям и киоскам по распространению печатной продукции. С 1917 года евреям ни разу не дали разрешения на публикацию Танах. Ни разу не был осуществлен перевод на русский язык еврейской версии Ветхого завета.

Изучение иврита выведено за пределы правового поля, даже если это требуется для религиозных целей

С периода ранних 20-х годов не было выпущено ни одной еврейской религиозной книги. Зато представители других конфессий имеют свои молитвенники, причем в достаточном количестве.

Так, в 1956 году баптистам было разрешено опубликовать 25 тысяч экземпляров Стихираров (сборников религиозных гимнов). Тогда же Лютеранской церкви Латвии было дано разрешение на публикацию 1500 псалтырей. И сейчас ей разрешено готовить новую редакцию Сборника религиозных гимнов от 1954 года.

В свободном обращении и доступе находятся религиозные календари – незаменимые справочники праздников и празднований. Разрешены и другие виды печатной продукции. К примеру, Русская православная церковь публикует «Журнал московской патриархии» — официальный ежемесячный печатный орган. Всесоюзный совет баптистов каждые два месяца публикует «Братский вестник».

Никто не соблаговолил предоставить подобные прерогативы евреям. До 1958 года ни разу не публиковался Сиддур – сборник молитв на Шаббат, священный день отдохновения. В 1958 все-таки были опубликованы 3 тысячи экземпляров дореволюционной редакции Сиддура. Но эта цифра катастрофически мала для сотен тысяч религиозных евреев, чьи молитвенники обветшали и морально устарели.

Советский режим не разрешает выпускать новые молитвенники, особенно те, что предназначены для использования во время самых важных празднований еврейского народа – Дней трепета (период между Рош ха-Шана и Йом-Кипуром, Новым годом и Днем искупления соответственно). Что касается календарей, евреи полагаются на старые фотографические копии от руки написанных текстов, которые они украдкой передают друг другу.

В состоянии глухоты и немоты

Запрет на иврит породил скрытную, субтильную, более суровую форму дискриминации. Православные, баптисты, лютеране, христиане Грузии и Армении в полной мере обладают инструментами, которые необходимы для полноценного участия и вовлечения в религию. Службы в этих церквях ведутся на их родных языках.

Однако полувековой запрет на иврит сделал невозможным для евреев, получивших образование в СССР, понимать суть служб в синагогах. Тысячи евреев идут туда, чтобы просто там постоять – по сути, в состоянии глухоты и немоты.

Другие духовные центры народов СССР имеют разрешение на производство широкого спектра различной продукции и атрибутики – свечей, крестиков, икон, распятий, церковного облачения и сосудов. Массовые продажи такого товара, особенно свечей, являются важной доходной частью.

Евреям же запрещено производить свои Талиты и Тфилины (молитвенные накидки и элементы облачения)

Краткий статистический анализ показывает, как обеспечена религиозная вера людей в СССР. На 40 млн православных христиан в СССР приходится 20 тысяч церквей и 35 тысяч священников. Также в стране действует 69 монастырей, мужских и женских. Нетрудно посчитать, что на 2000 православных приходится одна церковь и один священник на паству в составе 1200 человек.

На 3 млн советских баптистов (включая женщин и детей, аффилированных с баптистской церковью посредством семейных связей) насчитывается 6 тысяч приходов со священниками — то есть по одной церкви и священнику на 500 человек.

Лютеранские церкви Латвии и Эстонии имеют 100 храмов и 150 пастырей для 350 тысяч верующих. Выходит, что в этих республиках приходится по одной церкви на 3500 человек и по одному священнику на каждые 2300 лютеран.

В отличие от перечисленных конфессий, на 1 миллион евреев, исповедующих свою религию, приходится 60-70 синагог с раввинами — то есть по одной синагоге и раввину на каждые 15-16 тысяч верующих евреев.

Религиозное образование

У других конфессий есть образовательные учреждения, где обучаются священники. РПЦ располагает двумя академиями и пятью семинариями. У мусульман есть свои медресе, некоторые получают возможность учиться в Каире. Молодые баптисты-семинаристы посещают теологические школы в Британии и Канаде.

Подобные программы выполняют двойные функции – укрепляют связи с единоверцами в других странах и развивают религиозное образование в СССР.

До 1957 года у советских евреев своих религиозных школ не было. В 1957 при московской Великой синагоге была учреждена Йешива. С тех пор в сан раввина возведено два человека, но ни один из них еще не возглавил синагогу.

Из 13 слушателей московской Йешивы 11-ти гражданам более 40 лет, кадровой базы для замены действующих раввинов, которым уже по 70-80 лет, фактически нет. При этом православные семинарии и академии всегда делают упор на молодость.

Таким образом, советские евреи лишены духовного руководства

Самое серьезное ограничение на московскую Йешиву было наложено в апреле 1962. Когда большинству слушателей – выходцев из еврейских диаспор Грузии и Дагестана — было запрещено продолжать обучение в Москве на основании отсутствия у них постоянной московской прописки, в то время как столица задыхается от недостатка жилья.

Связи с зарубежными единоверцами

В Йешиве осталось всего 4 слушателя. По сути, она превратилась в пустую коробку. При этом ни одному из слушателей Йешивы не выдано разрешение на продолжение обучения за пределами СССР.

В дополнение к перечисленным прерогативам другие духовные органы и учреждения в СССР пользуются привилегией регулярных и постоянных связей с единоверцами за рубежом, что способствует росту морального духа представителей этих конфессий.

С 1956 года происходят бесчисленные обменные визиты религиозных делегаций РПЦ, баптистов и мусульман СССР с единоверцами в Западной Европе, США и на Ближнем Востоке.

Советские мусульмане уже много лет связаны со Всемирным исламским конгрессом

В конце октября 1962 советским мусульманам было разрешено учредить постоянный департамент по международным отношениям со штабом в Москве, чтобы выступать от всех правоверных СССР. А в 1961 году Всемирный совет церквей принял в состав РПЦ в качестве полноправных членов грузинскую, армянскую, баптистскую и лютеранскую церкви СССР.

Ни одна еврейская делегация еще ни разу не была допущена в зарубежные организации

Синагогам в СССР не позволено иметь какие-либо официальные контакты, постоянные связи или институциональные отношения с еврейскими организациями религиозного характера.

Давление, запреты и аресты

Процесс угнетения и давления на иудаизм и еврейские религиозные организации, а также на частные лица воплощается в жизнь, начиная с середины 1961. В июне и июле в шести синагогах крупнейших провинциальных городов СССР смещены раввины. В тот же период в Москве и Ленинграде тайно арестованы шестеро религиозных активистов, не имеющих духовного сана.

В сентябре 1961 году власти Москвы к Дням Великого трепета приказали построить особую ложу в Великой московской синагоге, куда они разместили представителей посольства Израиля, решивших посетить праздничные службы. Отдельная  ложа — это, конечно, «самое лучшее решение» для отсечения доступа к соплеменникам, которые пришли в надежде пообщаться с евреями из-за рубежа.

В октябре 1961 московские и ленинградские религиозные лидеры евреев были обвинены в шпионаже

и приговорены к длительным срокам лишения свободы. В январе 1962 в центральном печатном органе советских профсоюзов – газете «Труд» — вышла печально известная и нашумевшая статья, где осужденные предстали агентами израильских шпионов. Которые, в свою очередь, были инструментами американской разведки.

В марте 1962 раввин московской синагоги Иуда Лейба Левин объявил, что изготовление и продажа маци будет запрещена (впервые в истории СССР). Этот запрет — лишь маленькое звено в крупной кампании, целью которой было уничтожить скрепы советского еврейства, вырвать с корнями их традиционную основу – иудаизм.

Советская пресса подвергает вирулентным нападкам Пейсах, поскольку тот является древнейшим празднованием в память об исходе евреев из Египта.

Пейсах, по мнению власти, связан с «сионистской идеологией», Израилем, шовинизмом

и так далее, и тому подобное. Пропаганда приклеила к Пейсаху и другим еврейским праздникам ярлык подрывной деятельности. Типичный лозунг советской прессы – «Иудаизм убивает любовь к Родине».

Все эти меры только усиливают прессинг на уже существующую официальную политику по подавлению религиозных евреев.

В СССР синагоги являются единственными и, скорее всего, последними учреждениями, где сосредоточены хоть какие-то остатки религиозных практик евреев, и куда им можно ходить.

В свете антисемитских стереотипов

Задача советской политики — запугивание и разобщение советского еврейства с целью отсечь его от прошлого, от братьев в других странах, уничтожение особого еврейского духа.

Политика культурного и религиозного подавления проводится в атмосфере, которая наэлектризована самыми вирулентными пресс-кампаниями против иудаизма. В рамках всего этого евреи представлены в свете традиционных антисемитских стереотипов. Большинство публикаций размещаются на страницах больших городов и столиц республик. Особенно России, Украины и Белоруссии, где проживает большинство евреев и где бытовой антисемитизм есть явление эндемичное и широко распространенное.

Изучение примерно дюжины таких публикаций дает основание для следующих выводов.

Самый кричащий и вульгарный стереотип заключается в том, что евреи поклоняются только деньгам

Раввины и их помощники в синагогах постоянно представляются как вымогатели денег у верующих в обмен на сомнительные религиозные услуги, чтобы в первую очередь обеспечить комфортные условия для себя.

Иудаизм постоянно и непрерывно подвергается «чморению». Над его сутью, содержанием и внешней формой издеваются в манере, которая разительно контрастирует с официальными заявлениями советского режима о толерантности к религии.

Обрезание, например, описывается как варварский и нездоровый обычай – «Священники в синагогах обеспечивают своему богу Иегове регулярные подношения» (подразумевается крайняя плоть).

Еще одна излюбленная тема советской журналистики – пьянство в синагогах

Нечистые на руку функционеры от иудаизма якобы дрожащими клешнями судорожно выхватывают из рук невинных и искренних посетителей конверты с деньгами, чтобы потом «поправить себе здоровье» и начать «нести неподобное». В одной газете одному из руководителей еврейского похоронного бюро были приписаны следующие слова: «В бухло я верю, а в Бога нет».

А еще в синагогах «пошаливают», «бузят» и «дебоширят», потому что ссорятся, когда делят неправедным путем собранные деньги. Газеты пестрят заголовками в духе «псевдолидеров паствы». Временами дело доходит до публикации их имен и адресов проживания.

Общественная обструкция

При подготовке публикаций режим часто прибегает к услугам этнических евреев, которые должны вещать своим соплеменникам «истины» для развенчания иудаизма. Многие статьи подписаны евреями.

В некоторых из них приведены публичные отречения от религии, причем со стороны людей преклонного возраста

Одним из самых часто используемых приемов является привлечение особого внимания аудитории к детям религиозных евреев. Как правило, в таких материалах приводятся имена и профессии родителей, места работы и членство в партии.

Общественной обструкции и фактическому шантажу подвергаются не только евреи старого поколения, но и их дети, предположительно верные режиму и делу партии.

Весьма распространены в СССР нападки на частные собрания, во время которых евреи приносят молитвы. Поскольку многие синагоги в СССР закрыты или изъяты, евреи выработали практику собраний у кого-то дома.

У режима есть инструменты для борьбы с «квартирниками» в виде облав, официально разрешенных арестов, разгонов, предупреждений и наказаний – тоже официально согласованных и разрешенных. В СМИ широко освещаются места и участники таких собраний, с указанием конкретных адресов и имен.

Наверное самым зловещим из всех обвинений в адрес последователей и руководителей центров иудаизма является то, что

они потенциально могут или уже ведут подрывную деятельность

Самая типичная формулировка в таком случае звучит примерно так:

«Еврейские клерикальные активисты и буржуазные националисты льют воду на мельницы наших врагов, отвлекают рабочих от их классовых и коммунистических интересов и отравляют нашу сознательность шовинизмом. Те традиции, что развиваются и поддерживаются в синагогах, вредны вдвойне.

В первую очередь они способствуют выработке ложного религиозного взгляда на мир. Во-вторых, они служат в качестве инструмента распространения буржуазных пропагандистских взглядов, которые нам чужды».

Написанному выше можно противопоставить постановление Центрального Комитета КПСС, подписанное Никитой Хрущевым 10 ноября 1954 и опубликованное в газете «Правда» от 21 августа 1959.

«Не следует забывать, что есть граждане, которые, активно участвуя в жизни страны и честно выполняя свой гражданский долг, продолжают оставаться под влиянием различных религиозных верований.

Наша Партия уже требовала и всегда будет требовать, чтобы в отношении таких граждан применялся тактичный и основательно проработанный подход.

Будет особой глупостью ставить их под политические подозрения на основании их религиозных убеждений»

Объекты нападок

Вышеизложенное, по сути, есть руководство к действию. Но оно недвусмысленно нарушается, когда вопрос касается евреев и иудаизма. Официальный атеизм СССР довлеет над всеми религиозными группами. Но только в отношении евреев и иудаизма пропагандой в массовое сознание форсированно нагнетаются такие ассоциации, как отсутствие патриотизма, верности режиму и подрывные действия.

Когда религии русских православных, грузин и армян, баптистов и мусульман становятся объектами атак в прессе, политических подозрений против них не выдвигается. Эти группы не ощущают на себе сомнения центральной власти в их верности. Поэтому атеисты среди русских, грузин, армян и узбеков не чувствуют морального вовлечения или отношения к ситуациям, когда

их соплеменники с религиозными сознанием становятся объектами нападок в официальных средствах пропаганды

С евреями все по-другому. В связи с настырным присутствием в жизни советских людей бытового антисемитизма, негласно вдохновляемого сверху, нападки на религиозных евреев и отображение образа этого народа в традиционных антисемитских стереотипах, касаются даже тех евреев, которые иудаизма не исповедуют.

Нет ничего сенсационного в том, что отсутствие в СССР последовательных просветительских программ, нацеленных против антисемитизма (каковые программы имели место быть во времена правления Ленина), нападки на иудаизм будут восприниматься как евреями, так и не евреями как нападки на всю эту группу граждан СССР.

Не принимать, не выгонять, не продвигать

Нет ничего удивительного в том, что евреи стали объектами дискриминационных политик при трудоустройстве, получении образования и других сферах общества. Эту политику можно кратко характеризовать фразой «Не принимать, не выгонять, не продвигать», авторство которой приписывают одному высокопоставленному чиновнику.

Многие евреи занимают посты среднего уровня иерархии в культурной и экономической сферах. Но в реальности все они стоят перед лицом возможных дискриминационных мер в сферах общественной жизни, которые являются, с точки зрения обеспечения безопасности, засекреченными.

Чтобы именно эту группу людей неформально и без лишнего шума отсечь от подобных сфер деятельности, существует такой инструмент, как

необходимость указывать свою национальную принадлежность в паспорте

Евреи уже буквально исчезли из дипломатической службы, а также, за редкими исключениями, из вооруженных сил страны. Это весьма четко контрастирует с ситуацией, которая имела место быть в период с 1917 по 1930 годы.

Высшее образование

Присутствие евреев в образовании, науке, политике и в инженерно-промышленном секторе последовательно сокращается в течение многих лет. И ключом к пониманию причин такого сокращения является

система распределения национальных квот на прием в высшие учебные заведения

Сегодня студенты еврейской национальности составляют всего 3,1% от общего студенчества СССР, а в 1935 году — 13,5%. В целом за последние 27 лет доля евреев в количественном показателе всего населения упала с 1,6 до 1,1%. Нет иного объяснения такого падения в стране с расширяющимся масштабом экономической деятельности и растущими в связи с этим возможностями, кроме как дискриминации.

Даже сухая статистика достаточно необъективна, потому что в расчет не принимаются два важных фактора.

В первую очередь сам термин «высшее образование» в статистике СССР означает как университеты, так и множество различных академических учреждений типа педагогических институтов, музыкальных консерваторий и институтов по подготовке журналистов.

Евреев весьма много в последних категориях учреждений, и эта цифра искусственно повышает общий объем. Но это не должно замыливать глаза при понимании, что в университетах, то есть настоящих высших учебных заведениях, доля евреев гораздо меньше.

Второй фактор. Существуют приблизительные расчеты, демонстрирующие, что 90% евреев в СССР урбанизированы. Большинство университетов находятся в крупных городах, кадры в вузы набираются из рядов местной интеллигенции, в которой традиционно лидирующие позиции занимают евреи.

Чтобы иметь более точную картину доли евреев в высшем образовании от общего количества населения, сравнивать ее надо не с долей евреев в общем количестве населения по какой-то республике, а с их долей в городах.

Падение доли присутствия евреев во многих областях де-факто признается самим Никитой Хрущевым и министром культуры Фурцевой как вопрос политический. Они много раз ссылались и продолжают ссылаться на

необходимость «растить нашу интеллигенцию», ясно давая понять евреям, что они не «свои»

В группе риска

В целом доля других национальностей на разных поприщах растет стремительно, а доля евреев — гораздо медленнее. Например, с 1955 года количество русских и украинцев в науке выросло до 40%, а доля евреев увеличилась на 25%.

В 1955 году среди советских ученых евреи составляли 11% от общего количества, в 1958 — 10,2%, а в 1960 — 9,8%

Даже эта цифра обманчиво высока, поскольку в нее занесли представителей старшего поколения евреев, у которых в 20-30-е годы было гораздо больше свободы и возможностей учиться и овладевать профессиями.

От такого сокращения страдает еврейская молодежь. Ей надо быть на голову выше сверстников, чтобы добиться приема в университет, сегодня ей весьма сложно получить профессию.

Исчезновение евреев с руководящих постов поражает. Один из советских чиновников попытался опровергнуть это, сказав, что недавно 7623 еврея были избраны в местные советы народных депутатов.

Все это может показаться впечатляющим, но в 1960 было выбрано 1 млн 800 тыс. депутатов — следовательно, доля евреев составляет менее 0,5%. При этом во всех, кроме одной из 15 республик СССР, количество евреев в Верховных советах гораздо ниже их доли от общего количества населения.

Связав все типы дискриминации, станет понятно, что евреи в СССР считаются группой риска,

которую подозревают в уже существующей или потенциальной неверности режиму. В том, что евреи исконно чужды для Советского Союза.

Борьба с коррупцией

Многое в отношении властей к евреям стало известно в процессе развернувшейся в течение последних лет широкой кампании против экономических нарушений, характерных для советской жизни, а также о суровости карательных мер.

В мае 1961 года были подписаны указы о казне людей за хищение госимущества, спекуляции с валютой и взяточничество. Власти даже не пытались скрывать, что в кампанию вовлечены широкие слои населения.

Многое в высказываниях руководителей дает основание сказать, что страна насквозь пронизана коррупцией, причем, что представляется иронически, коррупцией капиталистического образца. К борьбе с этим явлением подключены органы КПСС, комсомол, пресса и другие важные институты общественной жизни.

Ключевую роль играет секретная полиция — ОБХСС, один из последних оплотов сталинизма в стране.

Задачи кампании может и не были направлены прямо против евреев, но нет сомнений, что последствия были антиеврейскими

Советская пресса всесторонне осветила несколько судебных процессов, на которых были вынесены смертные приговоры, зачастую не подлежащие обжалованию. По состоянию на сегодняшний день состоялось 36 заседаний судов в 26 городах. К смертной казни приговорены 70 человек, из которых 42, или возможно 45, евреи.

На некоторых процессах очень выпукло освещалась принадлежность к синагоге с применением издевательского тона. Говорилось, что религиозные евреи молятся на деньги, а раввины – пособники подсудимых. Отдельно освещались родственные связи подсудимых с Израилем и США.

В целом евреев выставляют людьми, для которых богом является золото,

которые могут просочиться в экономику через самые узкие места и которые манипулируют наивными не-евреями, лишая наследства. Евреев выставляют как инициаторов и архитекторов криминальных заговоров. Не-евреи же преподносятся как взяткополучатели и пособники.

Зловещее значение этой кампании понятно. Разогретое восприятие советского народа готово принять позицию властей. Правительство считает, что мелкая кучка, численность которой составляет меньше одного процента от общего количества населения, несет ответственность за одну треть, а в некоторых областях и сферах так и за все 100% экономических преступлений. Наказание за которое — лишение жизни.

Антисемитские чувства населения потихоньку раскачиваются. Из многих городов СССР приходят сводки о недовольстве по поводу очередей за продуктами питания –

«В дефиците виноваты евреи»

Западные туристы, посетившие Вильнюс в феврале 1962, когда там проходил судебный процесс по делу об экономических преступлениях, рассказывали, что советский режим мобилизовал все население города для посещения судебного процесса.

По результатам этого суда четверо обвиняемых (все евреи) были приговорены к смертной казни. Еще четверо, тоже евреи, – к длительным срокам заключения. Легко представить атмосферу страха, царившую среди еврейских диаспор.

Лишить единого целого

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что советская политика зажимает евреев в сложные и запутанные тиски. Им нельзя ассимилироваться, нельзя жить полноценной жизнью, нельзя эмигрировать.

Власти со своей стороны иррационально боятся полного растворения евреев, которое может наступить после ассимиляции.

Официально евреи – это национальность, религиозная группа, граждане СССР. Но в то же время это люди, лишенные своих национальных и религиозных прав.

В СССР евреи признаны одной из национальностей, но национальная доктрина СССР всегда отрицает существование исторического народа как единого целого. Советские органы работают по всему миру, чтобы лишить евреев чувства причастности к этому единому целому.

Советская политика сводится к духовному удушению и лишению советских евреев естественного права знать прошлое

своего народа и участвовать в настоящем. А без прошлого и настоящего будущее представляется весьма туманно.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter