Минусы налоговой системы в глазах экспертов таковы, что амнистия при своем вроде бы положительном характере кажется им сомнительной. Точнее, только амнистии недостаточно.
2019 год начался с налоговой амнистии для субъектов малого-среднего бизнеса (МСБ). Ожидается, что под амнистию подпадает 90 077 субъектов МСБ (31 210 юридических лиц и 58 867 индивидуальных предпринимателей), которые на 1 октября 2018 года имеют налоговую задолженность в размере 340,6 млрд.
Общая сумма пеней, подлежащая списанию, составляет 122,9 млрд, штрафов – 7,3 млрд тенге
Эти суммы будут списаны при условии уплаты основного долга в размере 210,4 млрд тенге.
Экономист Асет Наурызбаев также считает, что налоговая амнистия бизнесу существенно не поможет.
— Историческая память показывает, что реформы затачиваются под конкретные компании. А компании, которым требуется реструктуризация, либо неспасаемые, либо брошены собственниками. В целом, я считаю, налоговые амнистии даже вредны. Потому что
преимущество отдается тем, кто не платит налоги, а не тем, кто их исправно платит
К примеру, мой прямой конкурент не платил налоги, отнял у меня большой кусок рынка и вдруг ему прощают часть задолженности.
Такой расклад деформирует рынок. Деморализующий эффект от этого больше, чем стимулирующий экономику. Да и в истории ни разу не было такого, чтобы провели налоговую амнистию и все сразу же «зашевелилось», — отмечает Наурызбаев.
В целом, по словам экономиста, в Казахстане весьма несбалансированное налоговое законодательство. И это создает множество проблем.
— Государственная налоговая система должна быть более консервативной:
как можно меньше налогов, как можно более простые правила, которые должны меняться как можно реже
В таких условиях бизнес чувствует себя более-менее уверенно. А у нас общей картины в голове ни у кого нет, все новации хаотичны и происходят точечно. Сложная налоговая система, во-первых, требует от бизнеса содержать в штате специально обученных людей, ведущих налоговый учет, а это дополнительные затраты. Во-вторых, возникают риски. Даже специалист может ошибаться, что несет бизнесу дополнительные риски, — замечает экономист.
В качестве примера спонтанности реформирования налогового законодательства Наурызбаев напомнил ситуацию, когда ввели возможность электронной отправки отчетов. Сразу же выяснилось, что программное обеспечение не было проработано. В таких мелочах проявляется качество работы чиновников. Асет Наурызбаев убежден, что при таком раскладе ждать комфортных условий для МСБ не приходится.
По идее, амнистия по налогам направлена в первую очередь на увеличение налоговых поступлений. Но Арман Байганов, экономист Astana Best Consulting Group, сомневается в эффективности этого метода. По его словам, малый и средний бизнес в структуре налоговых поступлений у нас не имеет большого удельного веса. Поэтому и говорить о каком-то взрывном эффекте этой меры смысла нет.
— Да, для некоторых предприятий МСБ, которые по разным причинам не смогли своевременно оплатить налоги, эта мера может стать стимулом, — отмечает эксперт. — Но в целом, чтобы поддержать малые и средние предприятия, нужно повысить прозрачность проведения госзакупок. МСБ часто выживает за счет участия в таковых.