XV Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России, прошедший в ноябре 2018, показал, что страны заинтересованы в развитии туротрасли. О новых подходах и тенденциях в развитии туризма на Каспии рассказывает Лидия Пархомчик, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК.
Высоким туристическим потенциалом обладают многие регионы Казахстана. Создание в июне 2017 национальной компании «Казахтуризм» говорит о желании разрабатывать комплексный подход по развитию отрасли. При этом к уже традиционным формам туризма
в ближайшее время предлагается добавить еще один – круизный маршрут по Каспийскому морю
Казахстан уже не первый год выступает с предложением запустить круиз по прикаспийским городам, включая Актау. За последние несколько лет страны региона активизировали работу по развитию инфраструктуры развлечений и отдыха на каспийском побережье. И Казахстан не стал исключением.
В настоящее время в Мангистауской области реализуется «Дорожная карта» по развитию туристического потенциала и в первую очередь пляжного туризма.
До 2023 года планируется построить 32 новые базы отдыха, что позволит увеличить номерной фонд почти в 2 раза
Здесь центром притяжения является зона «Кендерли». При этом большие надежды возлагаются на проект пляжного туризма «Ащисор». Эти объекты вошли в топ-10 и топ-50 туристических мест Казахстана.
Примечательно, что наравне с пляжным туризмом прикаспийские области страны обладают высоким потенциалом этнокультурного и паломнического туризма.
Наибольший интерес в этом направлении представляют сакральные места — некрополи Бекет-ата и Шопан-ата.
Не менее важно, что сам Актау получил новую визитную карточку — к Саммиту глав прикаспийских государств в городе был завершен первый этап строительства «Скальной тропы». Архитекторам удалось гармонично вписать пешеходные дорожки в рельеф скального массива, что открывает прекрасные возможности для прогулок и отдыха.
Именно такие туристические объекты будут ожидать отдыхающих, сошедших с круизного лайнера на казахстанском побережье Каспия.
Изначально
идея организации круизных маршрутов по прикаспийским городам предполагала посещение всех пяти стран
Однако в последние годы Казахстан, Россия и Азербайджан все больше говорят о том, что первые рейсы круиза могут охватить 2 или 3 города Северного Каспия (Астрахань, Актау, Баку, Махачкала/Дербент). В дальнейшем к маршруту будут подключаться Туркменистан (Туркменбаши) и Иран (Бэндер-Энзели, Ноушехр).
После того как стороны смогут продвинуться в вопросе упрощения визового и миграционного режимов, Тегеран и Ашхабад в полной мере могут рассчитывать на привлечение дополнительного туристического потока за счет каспийских круизов.
Еще в 2015 российская сторона объявила о начале строительства специализированного судна, которое будет выполнять круизные рейсы по Каспийскому морю. На астраханской верфи «Лотос» строится лайнер «Петр Великий».
Это будет уже вторая попытка выделить судно для организации морских круизов. В первый раз было решено использовать теплоход «Мария Ермолова», который находился на балансе Новороссийского морского пароходства.
Судну изменили место прописки и направили в Астрахань для организации каспийских круизных линий. В 2007 теплоход даже совершил пробный тур по маршруту Астрахань-Актау, однако торжественного открытия морского маршрута так и не случилось.
Теплоход, построенный в 1974 году, на момент передислокации уже имел солидный возраст. Это обстоятельство также сыграло свою роль для отсрочки запуска круизных маршрутов. В итоге было решено дождаться спуска на воду новейшего лайнера, созданного специально для каспийской акватории.
Круизный лайнер «Петр Великий» станет первым российским судном подобного типа
Согласно анонсированной информации, путешествие будет соответствовать уровню проживания в 5-звездочном отеле, что, несомненно, оценят отдыхающие. На 4-палубном судне смогут разместиться более 300 пассажиров.
Спуск на воду ориентировочно намечен в 2019 год. А это значит, что уже в ближайшее время актуализируется вопрос согласования практических деталей подготовки круиза.
Объективно нужно признать, что организовать морской круиз по Каспийскому морю в начале 2000-х весьма затруднительно — отсутствовал целый ряд пятисторонних соглашений.
Все это создавало юридический вакуум, преодоление которого потребовало времени.
Однако договоренности и документы, подписанные на Астраханском саммите в 2014 и Актауском саммите в 2018, открыли возможность для возобновления консультаций между сторонами.
В частности, в конце декабря 2017 Азербайджан и Россия подписали меморандум об организации морских круизов с использованием пассажирского судна «Петр Великий». При этом по итогам Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Петропавловске стороны подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области туризма.
Было решено, что
Астана и Москва совместными усилиями проработают вопросы развития туризма на Каспийском море
Таким образом, налицо потребность в популяризации каспийского туризма. Обладая самой протяженной береговой линией на Каспии, для стимулирования развития туристической отрасли Казахстан в полной мере может использовать рекреационный потенциал региона.
При поступательном развитии инфраструктуры интерес к этому направлению будет увеличиться и привлекать дополнительные потоки как внутренних, так и иностранных туристов.