S&P прогнозирует отзыв лицензий у ряда слабых банков Казахстана.
По прогнозам S&P Global Ratings, существенного улучшения режима регулирования казахстанского банковского сектора не произойдет. Аналитики агентства считают, что консолидация в этом секторе продолжится, у слабых банков лицензии будут отозваны.
Экономист Петр Своик считает этот прогноз вполне актуальным. По его словам, процесс сокращения банковского сектора идет уже достаточно долго, несколько последних лет.
— Банковская система Казахстана создавалась с конца 90-х годов и в рамках политики полной конвертации тенге стала инфраструктурой для внешнего финансирования и вывода доходов. А функция собственного кредитования была вторичной и по большому счету не предусматривалась. Но так получилось, что
когда эта система была создана, мировые цены на сырье, начиная с начала 2000-х и вплоть до мирового кризиса 2007-2008 годов, стали стремительно расти
В связи с этим очень быстро росла и валютная выручка Казахстана. Банки «набухали», некоторые из них получили возможность дополнительно активно занимать деньги за рубежом и на таком внешнем фондировании финансировать отдельные отрасли внутри Казахстана. Среди таковых жилищное строительство, автомобилизация и торгово-развлекательные комплексы, — рассказывает Своик.
В общем, создавалось впечатление, что банки — витрина успеха всей экономики Казахстана.
— Но потом грянул мировой кризис, с которым совпало банкротство «БТА Банка». Пришлось объявлять внешний дефолт. С тех пор внешние заимствования Казахстана почти прекратились и
государству пришлось возложить на себя функции дофинансирования многих проектов
по строительству и автомобилизации. Для решения проблемы дольщиков вливались большие деньги, ипотечное кредитование держится с помощью государства.
Но коммерческая часть этих проектов сильно выдохлась. Соответственно, все последние годы банкам приходится «усыхать». И этот процесс продолжится, — считает Своик.
Критерием надежности и выживаемости на рынке для банка является право держать счета госкомпаний и осуществлять проводки, связанные в том числе с госфинансированием. То есть операции с Нацфондом, бюджетом и различными госпрограммами.
— Банки, которые включены в систему государственно-частного партнерства, находятся в достаточно надежном положении
А чисто коммерческая часть — финансирование строительства или покупка автомобилей без господдержки — фактически безнадежна. Банки, занимающиеся только этим, в конечном счете должны отмереть. В основном это мелкие и менее приближенные, — замечает экономист.
По его словам, сокращение количества банков особой роли в экономике не сыграет.
— Дело в том, что сама по себе экономическая модель (в которой они играют вспомогательную роль) по-прежнему построена на экспорте сырья и завозе готовых товаров в страну. А также на внешнем финансировании и кредитовании. И эта модель объективно подходит к своему концу. Потому что
при ней практически не осуществляется физический рост сырьевого экспорта
За исключением «Кашагана» и выплавки меди.
Кроме того, постоянно растет стоимость обслуживания внешнего долга. А он сейчас достиг таких величин, что одно только обслуживание вымывает из Казахстана объемы валютной выручки, составляющие серьезную часть вообще сырьевого экспорта.
Уменьшился внешний долг Казахстана
Если учесть, что к этому обслуживанию внешнего долга добавляется еще и вывод иностранными инвесторами доходов, скоро все это достигнет суммы, соизмеримой с сырьевым экспортом. Такие факторы исключают развитие экономики, что предусматривает и сокращение банков до определенного количества, — объясняет Петр Своик.