Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Первые руководители Казахстана сталинской эпохи (часть 1)

7624
Филипп Головощекин. Фото: history-doc.ru

— Расскажите, пожалуйста, насколько хорошо исследованы биографии первых руководителей КазССР — Филиппа Голощекина, Левона Мирзояна и Николая Скворцова? 

— Я занимаюсь историей XX века, и так вышло, что мы с моим руководителем, профессором Григорьевым, задумали опубликовать цикл книг, посвященный первым лицам КазССР и политической истории, о которой никто не говорил.

Книгу «Первые лица Казахстана в сталинскую эпоху» мы написали в 2008 году, а я опубликовала ее в 2010 за свой счет, потому что к этой теме тогда не было интереса. Никто не захотел инвестировать, хотя тема очень актуальная и о ней никто толком ничего не знал.

Сталинская эпоха – это 30 лет истории с 1923 по 1953 год. Истории, о которой, к сожалению, и по сей день мало что досконально известно.

Голощекин Филипп Исаевич с октября 1925 по 1933 год занимал должность первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Его сменил Левон Мирзоян, став первым секретарем казахского крайкома в январе 1933 года (1933—1937), затем занял пост первого секретаря ЦК КП(б) Казахстана (1937—1938).

Партийный деятель Скворцов Николай Александрович был первым секретарем ЦК КП(б) Казахстана в период с 1938 по 1945 годы.

Отмечу, что наша книга вызвала интерес в первую очередь в России — многие стали писать мне и просить биографию Голощекина. Оказывается, за это время никто и никогда не исследовал этого деятеля, только ругали.

Любопытная история произошла в 2010 году. Я презентовала нашу книгу обществу академиков и докторов исторических и юридических наук и по ходу дела спросила, а кто такой Николай Скворцов? Мало кто мог тогда вспомнить эту фамилию, а сейчас о нем есть глава в казахстанских учебниках. Я считаю, это положительное явление.

Лайла Ахметова. Фото: time.kz

Кстати, когда я пришла в архив президента (бывший партархив) и попросила материалы, к моему удивлению, там не нашлось не только биографии, но и ни одной фотографии. Пришлось искать родственников Скворцова, нашли его племянника. Затем я поехала в московский архив, но и там не оказалось материалов. Вот такой он был скрытный человек, поэтому его не знали даже доктора наук.

Не стоит осуждать, изучать нужно

— Человек-загадка. Получается, что эти люди руководили Казахской ССР, а мы о них ничего не знаем, кроме самых расхожих штампов. Начнем с товарища Голощекина. Он немного похож на Дзержинского. Интеллигентное лицо, и не скажешь, что он был одним из организаторов расстрела царской семьи. Кто он — Филипп или Шая. Шая Ицикович или Филипп Исаевич Голощекин?

Филипп Головощекин. Фото: togur.tom.ru

— Прежде всего хочу отметить, что

у нас сильно распространены штампы – белое — черное, красное — белое, одного к стенке — другого в ссылку. Полутонов нет

Поэтому я хотела бы сказать следующее: не надо критиковать, что во всем, мол, виноват один руководитель, не надо говорить, плох он был или хорош.

Считаю, для того чтобы давать оценки, нужно изучать эпоху и жить в ней

Ваш дед и мой отец жили в ту эпоху. Давайте попытаемся представить, каково это было, когда шаг влево, шаг вправо – расстрел, когда за 15 минут опоздания грозило до 5 лет тюрьмы. И уже после всего этого попытаемся порассуждать, плохими были Сталин, Голощекин или кто-либо другой.

Когда мы будем знать ту эпоху досконально, когда сможем «прожить» в ней хоть какое-то, пусть небольшое мгновение, тогда и будем навешивать ярлыки. Это с позиции сегодняшнего времени все плохие, или же напротив, идеалы.

А как бы ты себя повел себя тогда, в тех условиях? Может быть еще хуже, чем другие, но однозначно, что не лучше

От тюрьмы да от сумы не зарекаются. Не стоит осуждать, надо изучать. Вот такой мой посыл ко всему нашему обществу.

Зачем нам знать труды Ленина и Сталина?

Филипп Исаевич Голощекин родился в 1876 году в семье еврейского подрядчика. Получил среднее образование, окончил зубоврачебный техникум, а потом стал большевиком.

В 1912 году был избран членом ЦК, кстати, как и Сталин. Это было уже не ленинское, а второе поколение большевиков. Когда-то о таких партийных деятелях Орджоникидзе сказал: «Мы — ленинская гвардия!»

Эти люди еще делали революцию, возглавляли подпольные обкомы, сидели в тюрьмах, ссылках. Это была яркая и бурная жизнь, Голощекин всегда оставался верным ленинцем.

В 1925 году Филиппа Исаевича вызвал к себе Иосиф Сталин и назначил его секретарем Казахского райкома партии, поставив определенные задачи. И вот здесь действительно надо знать историю и труды Ленина, о которых мы забыли.

Ленин призывал очень осторожно относиться к крестьянству, не ломать его вдоль и поперек. Кроме того, он

писал, что и к народам Востока нужно относиться крайне осторожно и дать время, чтобы прийти к большевизму

Но Сталин этого не услышал и не сделал. Я думаю, потому что поначалу большевики думали, что быстро совершат мировую революцию, но после осознали, что быстро не получится. А потому решили строить социализм в отдельно взятой стране.

Когда Сталин изучал книги Ленина, первоначальная формулировка звучала так: марксизм должны построить люди. Это потом, позднее, появился термин «марксизм-ленинизм». Марксизм – это международный коммунизм, а ленинизм – это коммунизм в отдельно взятой стране, СССР.

Второе. У Ленина национальный вопрос рассматривался в одной плоскости, а Сталин начал его корректировать. Я не могу сказать, кто был прав в действительности — Ленин или Сталин. Но считаю, что Ленин был прав в том, что сначала нужно построить социалистическое и коммунистическое общество в отдельно взятой стране.

Сталин подготовил страну к войне

Однако с позиции сегодняшнего дня можно сказать, что и Сталин оказался прав. Я скажу кощунственную вещь: если бы он тогда не сломал сопротивление, немцы оккупировали бы страну и война длилась бы гораздо дольше. С неизвестным для нас исходом.

Поэтому Сталин, сломав все преграды на Украине и в Сибири, быстро провел коллективизацию и индустриализацию. Он понимал, что нужно быть готовым к войне с международным империализмом. Что, собственно, и случилось. Я говорю о Великой отечественной войне.

Если бы мы жили по Ленину, обошлись бы малой кровью, а дальше что? А что бы делала страна в 40-е годы?

По стратегии Сталина мы все-таки более или менее были готовы к войне. Такова моя точка зрения. Нужно понимать, что любая революция, любой перелом  в любой стране строились на большой крови.

С позиции сегодняшнего дня мы против крови, а вот с позиции того времени? Трудно сказать…

Голощекин был выдвиженцем Сталина, он очень четко следил за всеми речами вождя и держал нос по ветру, выполняя все установки руководства. Я думаю, это хорошая и правильная позиция руководителя более низкого ранга. И во времена СССР, и на постсоветском пространстве она всегда была таковой.

— Это рецепт успешного продвижения.

Политика Малого Октября

— Наш знаменитый казахстанский историк Манаш Козыбаев в своих последних статьях писал, что политика Малого Октября – это идея Сталина, и доказывает этот факт. А Филипп Голощекин лишь претворял ее в жизнь.

Конечно, политику Сталина можно было проводить разными путями, но в таком случае Головощекин на посту долго бы не удержался. В той эпохе смешалось много негативных событий.

Для Казахстана первые тяжелые событие – это насильственный оседлый образ жизни, а затем засуха

Все это способствовало тому, что скот массово забивали, а потом остались у разбитого корыта… В целом произошло кардинальное изменение всего общественного строя.

Много лет спустя Мирзоян говорил, что насильственное оседание надо было проводить осторожно, постепенно, чтобы государство помогало людям в эти непростые времена.

Далее началось раскулачивание, а потом приехал Голощекин и начал говорить о Малом Октябре. Почему? Потому что было очень мало казахов-членов партии, к тому же первый секретарь КазССР не знал жизни аула и быта кочевников.

Он мог создавать, созидать, при нем начались гигантские стройки, вот в этом направлении он мог что-то делать. Он был прав, говоря, что в ауле советской власти нет, хотя формально все органы были сформированы. И он понимал, что богатые баи при раскулачивании раздали все свое добро своим же родственникам.

Куда бы он ни обращался, аул всегда встречал его сопротивлением, поэтому Голощекин и стал решать вопросы кровью. К этому времени уже «подоспели» репрессии, многие были арестованы, посажены в тюрьмы и так далее.

В то время пролилось очень много крови, и не от его рук, а приказами, спущенными сверху

В московской библиотеке Коммунистического интернационала я нашла 12 книг Голощекина, самая большая из них 120 страниц, самая маленькая брошюра — 5. Больше его материалов нет нигде.

Во всех его книгах рассуждения, идеи, предложения. На мой взгляд, это были нормальные планы и хорошие идеи, но как они осуществлялись — это уже другой вопрос.

Точных цифр никто не знает

— Многие думают, что сталинская эпоха – это эпоха железного порядка. В реальности же это была эпоха дикого беспорядка и бесхозяйственности, которую репрессии как раз и компенсировали. Когда у тебя подчиненный не совсем умный, ты можешь выстроить другую систему менеджмента, можешь долго его учить, а можешь просто взять и расстрелять. А потом взять другого, которому нужно лишь сказать: «Вот смотри, этого я расстрелял, а если ты этого не сделаешь, будешь следующим».

— И люди садились на эти места, им это нравилось, они думали, что их обойдет. Теперь мне хотелось бы привести цифры по откочевкам. Самые массовые произошли в конце 1929 — начале 1930.

У нас есть справки НКВД, полученные еще в советское время. Согласно этим данным, за 1940 год убыль населения составила 755 тыс. человек, скот — 12 млн голов.

Тогда не было деления, сколько человек откочевали, уехали и погибли

В 1930 году мы потеряли 313 тыс. — погибли от голода, в 1931 — 755 тыс. Повторюсь, это по данным НКВД. А к 1940 году в итоге ушли, переехали и погибли более 40% казахов, это 1,7 миллионов из 4,2 миллиона населения.

Это вторая в истории Казахстана страшная цифра после джунгарского нашествия

С другой стороны, во времена других правителей, того же Мирзояна, многие вернулись в Казахстан. Часть осталась в России, часть — в Узбекистане. Увы, но назвать точные цифры очень сложно.

— Подведу небольшой итог. Филипп Голощекин – человек, который попал не на свое место. Хотя не стоить забывать, что в политбюро входило еще 12 членов, а потому принятие решений было коллективным. Они ставили те же самые подписи и под репрессиями, и под коллективизацией, и голосовали единогласно. Тем не менее, это был не столько  злой умысел, сколько стремление сделать так, как говорят сверху, в сочетании с личной некомпетентностью, кризисом руководства и общими факторами.


Продолжение следует

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter