В стране насчитывается 19 000 лифтов, 6000 из них требуют капитального ремонта, в том числе и 1500 в Алматы.
Об этом рассказал Ержан Игибаев, президент ОЮЛ «Национальная Ассоциация Лифтовиков Казахстана».
— В 2012 году в Казахстане было отменено лицензирование на право монтажа и технического обслуживания лифтов. Это привело к появлению на рынке недобросовестных сервисных и монтажных компаний.
Чтобы монтировать лифты, в Казахстане достаточно открыть ИП
— рассказывает Е. Игибаев.
Для нормализации ситуации ассоциация разработала неправительственные стандарты по эксплуатации лифтов, эскалаторов и подъемников.
— Однако нам немного изменили задачу. В апреле 2018 под руководством вице-министра по инвестициям и развитию Каирбека Ускенбаева было принято решение создать рабочую группу по разработке национальных стандартов. В них
мы прописали требования к сервисным, лифтовым, монтажным и обслуживающим компаниям
Охватили и поставщиков лифтового оборудования на территорию РК. До этого четких требований не было. Существовал технический регламент таможенного союза, он касался безопасности лифтов, который регулировал эти отношения, — отмечает эксперт.
По словам Игибаева, в начале 2018 года по поручению акимата была проведена выборочная проверка лифтового парка Алматы. Результаты оказались неутешительные. Некоторые сервисные компании, заключившие договор на обслуживание лифтов, не имели материально-технической базы, квалификационного персонала и нужного оборудования.
— Иногда возникает ситуация, когда инвесторы-собственники здания самостоятельно завозят лифты на территорию РК, выбирая в целях экономии более дешевые варианты. Это приводит к появлению на рынке поддельных лифтов.
Теперь завод-изготовитель должен иметь свое официальное представительство на территории РК
Потому что когда подходит время ремонта, к этим поддельным и дешевым лифтам собственники оборудования не могут найти элементарных запчастей. И это сейчас тоже прописано в стандартах требования к изготовителю.
На заводе им говорят, что никакого отношения к ним не имеют и, соответственно, не несут никакой ответственности по гарантийному и постгарантийному обслуживанию.
Что касается сервисных компаний, они должны иметь материально-техническую базу и аттестованный квалифицированный персонал — электромехаников, монтажников электроподъемников и лифтеров. Это обязательное условие для работы в данной отрасли.
Также мы прописали, что обслуживание оборудования должно производиться электромеханиками с квалификацией не ниже третьей категории, а также оператором не ниже второй. Все это сделано с целью ужесточения требований для технических сервисных компаний, — говорит он.
По наблюдениям Ержана Игибаева, участились случаи, когда
тендер на обслуживание лифтов может выиграть компания, фактически находящаяся в другом городе
и не имеющая представительства или филиала в том, который должна обслуживать. Теперь же прописано, что в обслуживаемом городе обязан быть филиал.
По словам Светланы Романовской, председателя правления «Национальной Лиги потребителей Казахстана», теперь все созданные требования надо прописать в кодексе об административных правонарушениях. А нарушения должны предполагать ответственность и большие штрафы.
— Сегодня, кроме проблем с падением лифтов, и иногда с летальными исходами, существует и проблема отсутствия запчастей на старые лифты. В итоге их никто не ремонтирует. При этом
цена одного нового лифта составляет порядка 6 млн тенге
А учитывая, что в доме несколько подъездов и лифты необходимы в каждом, в некоторых устанавливают более дешевые китайские. За безопасность которых ответственность никто не несет.
Мало того, их просто не берут на обслуживание. Потребители же зачастую даже не в курсе, какого качества лифт в их доме, есть ли на него гарантия и кто его обслуживает, — замечает она.
В среднем, как отмечает Игибаев, нормативный срок службы лифта составляет 25 лет. Однако в Алматы в многоэтажках 1970-80 годов эксплуатируются подъемники, установленные еще при строительстве дома.
— И если вдруг возникнет проблема, ответственность будет нести непосредственно компания, проводящая техобслуживание и владелец лифта. Если в доме нет КСК, значит вся ответственность ложится на самих жильцов и обслуживающую компанию (если таковая есть), — поясняет Роман Нурмагамадов, эксперт в области эксплуатации подъемных механизмов.
Но в некоторых домах лифты все же меняют по программе модернизации ЖКХ в рассрочку на 15 лет.
— Программа эта весьма эффективно реализуется в Алматы. Так, в микрорайонах «Аксай» и «Жетысу» заменено определенное количество лифтов — в основном китайских, корейских и японских производителей. Совместно с южно-корейскими партнерами близится к завершению строительство завода по изготовлению лифтов в Алматинской области, — отмечает Ержан Игибаев.