Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
449
+0.25
EUR
477
-1.21
RUB
4.77
-0.02

Каждый третий лифт в стране требует ремонта

614

Об этом рассказал Ержан Игибаев, президент ОЮЛ «Национальная Ассоциация Лифтовиков Казахстана».

Стандарты разработали

— В 2012 году в Казахстане было отменено лицензирование на право монтажа и технического обслуживания лифтов. Это привело к появлению на рынке недобросовестных сервисных и монтажных компаний.

Чтобы монтировать лифты, в Казахстане достаточно открыть ИП

— рассказывает Е. Игибаев.

Для нормализации ситуации ассоциация разработала неправительственные стандарты по эксплуатации лифтов, эскалаторов и подъемников.

— Однако нам немного изменили задачу. В апреле 2018 под руководством вице-министра по инвестициям и развитию Каирбека Ускенбаева было принято решение создать рабочую группу по разработке национальных стандартов. В них

мы прописали требования к сервисным, лифтовым, монтажным и обслуживающим компаниям

Охватили и поставщиков лифтового оборудования на территорию РК. До этого четких требований не было. Существовал технический регламент таможенного союза, он касался безопасности лифтов, который регулировал эти отношения, — отмечает эксперт.

Качество новых лифтов

По словам Игибаева, в начале 2018 года по поручению акимата была проведена выборочная проверка лифтового парка Алматы. Результаты оказались неутешительные. Некоторые сервисные компании, заключившие договор на обслуживание лифтов, не имели материально-технической базы, квалификационного персонала и нужного оборудования.

Ержан Игибаев

Ержан Игибаев

— Иногда возникает ситуация, когда инвесторы-собственники здания самостоятельно завозят лифты на территорию РК, выбирая в целях экономии более дешевые варианты. Это приводит к появлению на рынке поддельных лифтов.

Теперь завод-изготовитель должен иметь свое официальное представительство на территории РК

Потому что когда подходит время ремонта, к этим поддельным и дешевым лифтам собственники оборудования не могут найти элементарных запчастей. И это сейчас тоже прописано в стандартах требования к изготовителю.

Новые условия обслуживания лифтов

На заводе им говорят, что никакого отношения к ним не имеют и, соответственно, не несут никакой ответственности по гарантийному и постгарантийному обслуживанию.

Что касается сервисных компаний, они должны иметь материально-техническую базу и аттестованный квалифицированный персонал — электромехаников, монтажников электроподъемников и лифтеров. Это обязательное условие для работы в данной отрасли.

Также мы прописали, что обслуживание оборудования должно производиться электромеханиками с квалификацией не ниже третьей категории, а также оператором не ниже второй. Все это сделано с целью ужесточения требований для технических сервисных компаний, — говорит он.

По наблюдениям Ержана Игибаева, участились случаи, когда

тендер на обслуживание лифтов может выиграть компания, фактически находящаяся в другом городе

и не имеющая представительства или филиала в том, который должна обслуживать. Теперь же прописано, что в обслуживаемом городе обязан быть филиал.

Сколько стоит новый лифт?

По словам Светланы Романовской, председателя правления «Национальной Лиги потребителей Казахстана», теперь все созданные требования надо прописать в кодексе об административных правонарушениях. А нарушения должны предполагать ответственность и большие штрафы.

— Сегодня, кроме проблем с падением лифтов, и иногда с летальными исходами, существует и проблема отсутствия запчастей на старые лифты. В итоге их никто не ремонтирует. При этом

цена одного нового лифта составляет порядка 6 млн тенге

А учитывая, что в доме несколько подъездов и лифты необходимы в каждом, в некоторых устанавливают более дешевые китайские. За безопасность которых ответственность никто не несет.

Светлана Романовская

Светлана Романовская

Мало того, их просто не берут на обслуживание. Потребители же зачастую даже не в курсе, какого качества лифт в их доме, есть ли на него гарантия и кто его обслуживает, — замечает она.

Замена за счет жильцов

В среднем, как отмечает Игибаев, нормативный срок службы лифта составляет 25 лет. Однако в Алматы в многоэтажках 1970-80 годов эксплуатируются подъемники, установленные еще при строительстве дома.

— И если вдруг возникнет проблема, ответственность будет нести непосредственно компания, проводящая техобслуживание и владелец лифта. Если в доме нет КСК, значит вся ответственность ложится на самих жильцов и обслуживающую компанию (если таковая есть), — поясняет Роман Нурмагамадов, эксперт в области эксплуатации подъемных механизмов.

Где поменяли

Но в некоторых домах лифты все же меняют по программе модернизации ЖКХ в рассрочку на 15 лет.

— Программа эта весьма эффективно реализуется в Алматы. Так, в микрорайонах «Аксай» и «Жетысу» заменено определенное количество лифтов — в основном китайских, корейских и японских производителей. Совместно с южно-корейскими партнерами близится к завершению строительство завода по изготовлению лифтов в Алматинской области, — отмечает Ержан Игибаев.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter