Правительство Японии заявило о планах по строительству военной базы на острове Исигаки в Восточно-Китайском море. Стройка должна стартовать уже в этом году. Все бы ничего, но Исигаки, равно как и необитаемый архипелаг Сенкаку, в состав которого входит этот остров, является «яблоком раздора» между Пекином и Токио. Поднебесная считает находящиеся под управлением Японии острова незаконно оккупированными территориями.
По данным агентства Kyodo,
решение о строительстве военной базы было принято в целях «сдерживания военной активности» Китая
К слову, в этом районе уже есть одна японская база, размещенная на острове Окинава.
Более того, Япония с весны 2019 начнет строительство базы на острове Мияко, где также развернет противокорабельные ракеты и средства ПВО. Организация очередной военной базы послужит усилению охраны японской станции радарного слежения, размещенной на острове Ёнагуни.
Ранее «острова раздора» не представляли интерес для Китая и Японии, если бы не ряд факторов.
Во-первых, острова занимают стратегическое положение, и обладание ими позволяет этим странам расширить зону влияния в Восточно-Китайском море и во всем регионе. В связи с возросшей ролью Китая в мировой экономике и на международной политической арене территориальный (островной) вопрос стал носить для Пекина более актуальный характер.
Во-вторых, острова дают возможность активно продвигать судоходство, в том числе и прибыльный бизнес в сфере рыболовства. А это и для Японии, и для Китая является одной из существенных статей пополнения бюджета.
В-третьих, обладание островами закрепляет за странами право военного присутствия на законных основаниях.
В-четвертых, дает легитимную возможность начать добычу природных ресурсов, в первую очередь природного газа и нефти. А добывать там есть что.
Архипелаг Сэнкаку вместе с Тайванем в соответствии с Симоносекским договором перешел под контроль Токио в 1895 году после победы Японии над Китаем.
Спор между Пекином и Токио о принадлежности островов вновь обострился в 1970-х годах.
Причиной стали результаты двух исследований, которые показали богатые залежи нефти и природного газа
Так, еще в 1968 году Экономическая комиссия ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭСКАТО) опубликовала доклад, в котором указала, что на шельфе островов Сэнкаку есть богатые запасы нефти и природного газа. А в 1975 был опубликован доклад министерства внешней торговли и промышленности Японии, в котором сообщалось, что ожидаемые запасы газа на шельфе могут достигать 200 млрд кубометров, а нефти – около 700 млн тонн.
В сентябре 2012 обстановка накалилась в связи с покупкой японским правительством у частного японского владельца трех из пяти островов необитаемого архипелага Сэнкаку (кит. Дяоюйдао).
Пекин считает острова истинно китайскими и незаконно оккупированными Токио
Главным аргументом Китая в этом споре является Каирская декларация от 1943 года, лишившая Японию всех завоеванных ею территорий.
Справка
Архипелаг Сэнкаку состоит из восьми островов:
Острова необитаемы, однако это не мешает Пекину и Токио поочередно высаживать на них свои команды, которые по традиции поднимают над одним из островов свой национальный флаг, после чего возвращаются в страну проживания.
Аналогичная ситуация сложилась и в Южно-Китайском море. Однако здесь, помимо Китая, на спорные острова претендуют также Вьетнам, Филиппины и Бруней. Однако Пекин в июне 2018 разместил на о. Вуди (один из островов архипелага Сиша) комплексы ПВО.
Токио тоже имеет свои интересы в Южно-Китайском море. Подтверждением является размещение японского военного гарнизона на самом крупном острове моря – Окинава. Надо отметить, что через Южно-Китайское море в международных водах периодически проходят группы кораблей китайских ВМС, которые направляются из Восточно-Китайского моря на учения в открытые воды Тихого океана.
А в июне 2018 года на Вуди появились китайские ракетные установки HQ-9
В апреле на рифах Мэйцзи и Файери-Кросс спорного архипелага Спратли (кит. Наньша) в Южно-Китайском море Пекин развернул очередные ракетные комплексы ПВО, сообщил The Wall Street Journal.
Кроме того, весной 2018 Китай установил оборудование для глушения радаров и систем связи на островах Мисчиф и Файери Кросс (Южно-Китайское море). А в январе 2018 на дне Марианской впадины и в районе островов Яп (западная часть Тихого океана) им же были поставлены электронные системы слежения за американскими подводными лодками.
Теперь китайцы могут не только отслеживать маршруты субмарин США, но и перехватывать сообщения
между суднами и командным центром.
По сообщению гонконгского издания South China Morning Post, высокочувствительные датчики могут прослушивать пространство в диапазоне 1000 км. И это при том, что китайские
станции слежения расположены в нескольких сотнях километров от о. Гуам, где уже не один год действует тихоокеанская база ВМФ США
Участниками противостояния в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях являются Китай, Япония, Вьетнам и Филиппины. Эти страны имеют разногласия в определении морских границ и принадлежности нескольких островов. Наиболее активными в данном случае являются Пекин и Токио.
В территориальном споре не обошлось и без суда. Так, летом 2016 года третейский суд в Гааге постановил, что
Китай не имеет оснований для притязаний на спорные территории архипелага Спратли (Наньша)
Основным аргументом в решении суда стало признание того, что спорные территории не являются островами и не образуют исключительную экономическую зону. По мнению международного арбитража, претензии Китая на «исторические права» по «линии девяти точек» не имеют законных оснований. При этом суд отметил, что Пекин сам создал искусственные острова в Южно-Китайском море.
США также неравнодушны к процессам, происходящим в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях
Периодически американские военные корабли заходят в Южно-Китайское море, чем вызывают раздражение у Поднебесной. Так, в мае 2018 года в территориальные воды КНР (акватория островов Сиша) заходили американские эсминец Higgins и ракетный крейсер Аntietam, что вызвало громкий протест со стороны Пекина.
Противостояние Японии и Китая привлекает к себе не только литеральные страны, но и другие супердержавы. Учитывая постоянную милитаризацию региона, не исключено, что в 2019 году страны продолжат наращивать свое военное присутствие. В связи с этим
вероятность возникновения конфликта повысится и, учитывая интересы стран, может перерасти из регионального в масштабный
Вместе с тем нужно принять во внимание достаточно высокий уровень дипломатии и политические маневры, которые совершают Токио и Пекин по отношению друг к другу. Несмотря на вооруженное противостояние, Япония и Китай поддерживают ровные отношения.
Примером этого является недавний визит в КНР премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Встреча была приурочена к 40-летию заключения японско-китайского договора о мире и дружбе, подписание которого состоялось в 1978 году.