Экономист Жарас Ахметов со ссылкой на Международное энергетическое агентство утверждает, что цены на нефть будут стабильными, а выручка от экспорта продолжит рост.
Европейский банк реконструкции и развития опубликовал данные, что в 2018 и 2019 годах страны Центральной Азии ждет снижение темпов экономического роста.
«В Казахстане темпы роста, согласно прогнозам, замедлятся до 4,0% в 2018 и 3,5% в 2019 по сравнению с 4,1% в 2017 году в результате снижения поступлений от добычи нефти.
Однако прогнозируемое существенное увеличение минимальной заработной платы будет в определенной степени поддерживать личное потребление. Инвестиции в основной капитал в нефтегазовом секторе также, по всей вероятности, будут способствовать экономическому росту», — говорится в заключении банка.
Между тем на прошлой неделе состоялось обсуждение казахстанского бюджета на 2019-2021 годы.
Правительство предполагает рост доходов от налоговых поступлений с 8 до 10,7 трлн тенге к 2021 году
Нет ли в прогнозах диссонанса и как оценивать оптимизм кабмина? Расскажет Жарас Ахметов.
— Чей прогноз точнее — министерства нацэкономики или ЕБРР? Трудно сказать, я не видел этих прогнозов.
— Правительство говорит, что налоговые поступления составляют 98,2% всей доходной части бюджета, не считая трансфертов. За счет чего они будут наращивать сборы? ЕБРР говорит одно, а правительство — другое. Кому верить?
— Верить не надо никому, потому что точность прогнозов во всем мире всегда сомнительна. Будут сокращаться доходы от экспорта нефти или нет — это большая загадка. Сегодня цены выше 80 долларов за баррель.
Международное энергетическое агентство прогнозирует, что цены на следующий год будут ниже 80, но выше 70
Потому что общий рост экономики составляет примерно 3,7% в год. Значит, все-таки у нас поступления будут.
С другой стороны, Казахстан планирует наращивать добычу нефти, в том числе и на Кашагане. Поэтому я сомневаюсь, что следует ожидать падения экспортной выручки. Она будет расти.
Даже при 3-4-процентном росте экономики поступления налогов все равно будут расти. Сегодня их доля в районе 8-10% от ВВП. Следовательно пропорционально вырастет поступление налогов. Может быть цифра даже будет больше за счет экспортной выручки.
Говорить о каком-то диссонансе нельзя. Все прогнозы достаточно субъективны
— А когда такие прогнозы даются, изучается персонально каждое государство или берутся какие-то усредненные показатели?
— Что значит усредненные? Есть макроэконометрические модели, наборы уравнений с параметрами. На их основе и должны делаться прогнозы по разным показателям — добыче нефти, ценам на нефть, по обменному курсу, по инфляции. Так же они и получают прогнозы по росту экономики. А в чем вопрос-то?
Снижение темпов роста — это снижение скорости, но рост все равно есть. Об этом прогноз ЕБРР
Ожидается и рост налоговых поступлений. Здесь противоречий нет. Если бы ЕБРР прогнозировал падение экономики, тогда можно было бы начинать разбираться в разнице прогнозов.
В ближайшие 3 года бизнес ждет усиление налогового прессинга — Перуашев
— Депутаты прогнозируют тяжелые годы для бизнеса, потому что налоговая политика не стимулирует появления новых налогоплательщиков. Значит, считают в мажилисе, будет ужесточен налоговый прессинг. Есть ли какие-то предпосылки к тому, чтобы росла не только денежная масса собираемых налогов, но и самих налогоплательщиков?
— Количество предпринимателей будет расти, оно всегда растет. Вопрос в рентабельности бизнеса в целом — будет бизнес расти или нет. Пока он растет, иначе мы наблюдали бы сейчас падение экономики. Одного без другого не бывает.
— То есть пока поводов для паники нет?
— Есть такая пословица — «Выживают только параноики». Паниковать можно всегда и без повода, потому что при длительных испытаниях однажды ваша паранойя окажется верной.
На ближайшие 2-3 года серьезных причин ожидать какого-то сильного ухудшения экономического положения страны я не вижу. И говорить, что впереди какие-то тяжелые годы, нет никаких оснований. Цены на нефть будут расти и дальше. Скорее всего, прогнозы Международного энергетического агентства правильные. И нефть будет колебаться от чуть ниже до чуть выше 80 долларов.
Но такого падения цен на нефть со 100 до 30 долларов за баррель, как это было в 2014 году, ожидать не стоит
Дальше прогнозировать невозможно.
Несмотря на то что в целом экономический горизонт пока чист, туда всегда могут неожиданно набежать тучи. Например, новая система санкций против России на Казахстане сказывается так или иначе. Для нашей экономики это может вызвать негативные последствия.
Какая-нибудь торговая война, которая переформатирует рынки, может сказаться и на нашем экспорте. Существует много неожиданностей, которых мы сейчас не видим. Если не обращать внимания на неожиданности и не быть параноиком, можно смело сказать, что
в ближайший год-два-три нашу экономику сильно трясти не будет
А если быть параноиком-конспирологом, можно выдвинуть массу предположений. И они окажут отрицательное воздействие, поскольку какая-нибудь параноидальная теория окажется верной. Поживем — увидим.