Трудовой рынок республики имеет свои особенности, отличные от ближайших стран. Эксперты HR-отрасли выделили их в пять трендов, присущих только нашей стране.
По наблюдениям Юлии Уваровой, руководителя службы по подбору персонала международной компании, кандидаты, имеющие за плечами опыт работы, как правило, не готовы меняться.
— У них есть некий шаблон сценариев, по которым они привыкли двигаться. Раньше это было их успешной и сильной чертой. Но наш бизнес международный, появляется очень много новых задач, ценится готовность менять шаблон и действовать по новым схемам. Зачастую,
если человек приходит на собеседование с большим опытом работы, ему сложно начинать с низшей позиции
В нашей компании, к примеру, перед тем как получить топовую должность, принято переместить человека на две позиции назад, чтобы он поработал на более низком уровне, понял все процессы изнутри, прежде чем приступить к управлению командой.
В нашей стране многие говорят, что имеющиеся за плечами образование и опыт не позволяют им выкладывать товар на полки. В России, например, процент людей, готовых начинать с низов, несколько выше, там проще относятся к такому подходу.
Уварова связывает это с тем, что в России много международных компаний, и культура движения снизу вверх более распространена. Также в Казахстане, по ее наблюдениям,
мужчинам за 30 сложно подчиняться женщине, это особенности азиатского менталитета
Россия в этом плане более европеизирована, таких барьеров нет.
Более того, традиции казахстанцев заводить большие семьи усложняет поиск мобильного кандидата.
— В Казахстане традиционно принята семейственность. Люди рано вступают в брак. Сегодня в нашей компании на 300 сотрудников приходится 200 детей. Для сравнения: в аналогичном магазине в Питере на такое же количество сотрудников приходится только 50 детей.
Это говорит о том, что в России люди позднее создают семьи и более мобильны. Им не составляет особого труда переехать в другой город и работать в новом магазине.
Среди казахстанцев таких кандидатов найти сложнее
Планируя открыть филиалы в Астане и Шымкенте, мы понимаем, что не каждый алматинец будет готов к переезду, — считает эскперт.
Лариса Ермошкина, бизнес-консультант, отмечает, что сегодня
руководители казахстанских компаний только начинают понимать важность развития корпоративной культуры
— Пару лет назад я была на конференции в Лондоне и с ужасом поняла, насколько мы отстали в сфере сервисной корпоративной культуры. Предоставлять сервис друг другу внутри компании в европейских компаниях дело само собой разумеющееся. Иначе как они смогут предоставить конкурентный сервис своему клиенту?
Ермошкина отмечает, что для наших сотрудников сегодня нематериальные поощрения также важны, как и материальные.
— Поэтому руководители должны благодарить за командную работу и обязательно давать обратную связь.
Нынешнее поколение сотрудников приходит в компанию с задачей привнести какую-то ценность
И им очень важно знать, удалось это сделать или нет, — подчеркивает консультант.
По наблюдениям Камиля Каримова, директора транспортной компании, молодым сотрудникам, в частности в сфере логистики, не хватает знаний. Это связано с проблемами вузовской системы образования.
— Готовят много ненужных специалистов с плохим качеством знаний
Нередко к нам на собеседование приходят специалисты, не знающие даже банальных базовых вещей.
Разумеется, все знать невозможно, логистическая отрасль динамично развивается, и то, что ты знал в начале года, в конце может уже не пригодиться. Но дело в том, что зачастую даже базы нет.
К примеру, некоторые даже не знают Инкотермс — международных правил, применяющихся в мировой торговле. А между тем ими руководствуются вся Европа, западный мир и страны СНГ.
Я считаю,
по таким специальностям, как логистика, в вузах должны преподавать практики из разных компаний,
которые могли бы поделиться со студентами новыми нужными знаниями. Во многих государственных университетах этого особенно не хватает, а профессора нередко руководствуются устаревшими методиками, — резюмирует эксперт.