В Узбекистане около 100 тысяч человек борются с онкологией на разных стадиях. Каждый год армия пациентов пополняется на 18-19 тысяч. Как соседняя страна собирается спасать своих граждан от самой страшной болезни?
На первом Центральноазиатском конгрессе онкологов стран Центральной Азии, России, Германии и Грузии, который прошел в Ташкенте 5-7 октября, специалисты из разных стран обсудили, как можно улучшить лечение и диагностику рака, пишет Sputnik Узбекистан.
Специалисты признают: причина высокой смертности кроется в поздней и порой неправильной диагностике. В более чем 50% случаев первичная выявляемость происходит, когда болезнь уже в запущенной стадии.
Число выявленных онкобольных в странах ЦА составляет около 0,3-0,6% от численности населения. Это на порядок ниже аналогичных цифр для развитых стран Европы, Северной Америки и Азии
Причины специалисты видят как в более высокой доли молодежи среди населения, так и в недостатках локальных онкоскрининговых программ. В связи с этим в ближайшие десятилетия можно прогнозировать значительный рост числа онкологических больных в странах ЦА.
Международные эксперты утверждают, что Центральной Азии с населением почти в 70 млн человек необходимо более 200 современных высокотехнологичных установок. Однако на данный момент в регионе лишь 15 линейных ускорителей, необходимых для проведения лучевой терапии. И только один из них работает в Узбекистане. Дефицит этой услуги лишает шансов на жизнь и здоровье десятки тысяч онкобольных.
По мнению участников конгресса, уже в среднесрочной перспективе в течение 2-5 лет в регионе потребуется установить до полусотни современных аппаратов лучевой терапии. В связи с этим возникнет необходимость подготовки не менее тысячи квалифицированных специалистов: лучевых терапевтов, медицинских физиков и техников-радиологов.
В прошлом году 15 областных онкологических диспансеров в Узбекистане были преобразованы в филиалы Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра онкологии и радиологии. Онкологические учреждения были реконструированы и модернизированы, для них разработаны и утверждены современные стандарты диагностики и лечения онкологических заболеваний.
— Международным стандартом онкологии XXI века стала лучевая терапия, применение которой рекомендуется в 2/3 клинических случаев. В последние два года химиотерапевтическое обеспечение наших пациентов на 95% предоставлено государством. Для сравнения: в 2014-2015 гг. эта цифра составляла всего 12%, — рассказал Мирзогалеб Тилляшайхов, директор центра.
Он также отметил, что
сегодня в республике работает всего пять радиологических установок, в то время как по расчетным данным нужно 30-32
Тем не менее в этом году в центре появился линейный ускоритель — первый современный аппарат для лучевой терапии. В ноябре ожидается запуск еще одного в городском филиале центра. Кроме того, в скором времени в республике будет установлено семь брахитерапевтических аппаратов, необходимых для лучевой терапии.
В конце текущего года и в начале 2019-го в филиалах центра планируется установить 11 гамматерапевтических кобальтовых аппаратов, которые нужны для лечения самых тяжелых случаев онкологии.
Кроме того, есть договоренность с Исламским банком развития о выделении кредита в $67 млн. На эти средства планируется купить более 20 линейных ускорителей и гамматерапевтических аппаратов.
Профессор Университета Мангейма Фредерик Венц отметил, что Германия готова делиться опытом для улучшения ситуации с лечением онкологических пациентов в Центральной Азии. В частности, речь идет об ускоренном трансфере высоких технологий.
— Меня очень порадовало, что в Узбекистане медицинское обеспечение на самом высоком уровне. Но, к сожалению, о развитии лучевой терапии в регионе такого сказать нельзя. В своем докладе в ходе конгресса я предложил Узбекистану выработать свою национальную стратегию против борьбы с раком в плане приоритетного внедрения современных достижений лучевой терапии. Как я заметил, в республике для этого уже есть готовые элементы, — пояснил Венц.
Профессор отметил, что сейчас в среднем у 55% онкобольных взрослых удается добиться стойкой ремиссии. Для детей этот показатель составляет 75%.
— Борьба против рака может быть выиграна. Но для этого важно не просто применять лучевую терапию, но также использовать программы для предотвращения рака. Это означает выявление его на самой ранней стадии и постоянный надзор после терапии, — заявил он.
По мнению одного из организаторов конгресса, исполнительного директора компании «Ювента +» Артема Покачалова, проект, который Узбекистан намерен реализовать, является действительно прорывом.
— Он закроет многие вопросы, в том числе и медицинского туризма. Сейчас многие онкобольные вынуждены лечиться в других странах — в Индии, Турции, Германии. Зачем нам куда-то лететь, если лучшие специалисты Европы, и в том числе Германии, будут работать здесь, и большое количество наших узбекских специалистов мы специально будем готовить как для этого, так и для последующих проектов, — заявил он.
Но лечение от самой страшной болезни века требует огромных вложений, в том числе и при подготовке кадров.
— Нужно создать штат специалистов. Это очень серьезная задача, с которой мы планируем справиться вместе с ведущими учебными заведениями России и Германии, — отметил Покачалов.
Российская делегация во главе с вице-президентом Ассоциации медицинских физиков России Александром Черняевым выразила готовность помочь в подготовке медицинских физиков.
Также сторонами было принято решение поддержать инициативу открытия в 2019-2020 гг. на базе филиала МГУ и немецкой онкологической клиники в Ташкенте магистратуры по специальности «медицинский физик».