Через несколько недель Казахстан официально станет экспортером бензина. Первым покупателем станет Кыргызстан. Пока же зарубежные продажи носят разовый характер, хотя и приносят сотни тысяч долларов.
О том, что экспорт бензина из Казахстана начнется уже в октябре 2018 года сообщил в конце августа управляющий директор по переработке нефти АО «НК «КазМунайГаз» Шухрат Данбай.
В ходе конференции «Нефтеперерабатывающая отрасль Казахстана. Итоги модернизации» он отметил, что двухстороннее соглашение между Казахстаном и Кыргызстаном уже достигнуто:
«На их рынке спрос очень подрос, потребление составляет порядка 70-80 тыс. тонн светлых нефтепродуктов в месяц, сегодня они готовы закупать 50-60 тыс. тонн в месяц. Кроме того,
экспорт планируется в республики Средней Азии, Афганистан. Это тот рынок, на который мы рассчитываем
Даже российские компании из-за разницы в цене готовы брать казахстанский бензин», – цитирует Шухрата Данбая Atameken Business Channel.
Таким образом Казахстан планирует экспортировать топливо не только в страны ЕАЭС, но и за пределы Союза. При этом отмечается, что экспортироваться будут только излишки ГСМ, поэтому
опасаться дефицита бензина из-за роста продаж за рубеж, по заверениям властей, не стоит
Ранее говорилось о том, что Казахстан еще до конца 2018 года рассчитывает продать 300-400 тыс. тонн бензина, что примерно соответствует месячному уровню производства.
В 2019 году экспорт может превысить 1 млн тонн
– такие цифры были озвучены в июне на конференции «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2018».
Стоит отметить, что Казахстан в 2018 году уже экспортировал топливо: по данным Комитета по статистике, в 1 полугодии в Россию было продано 1,3 тыс. тонн бензина на сумму 651 тыс. долларов.
Большая часть продаж пришлась на июнь (1,23 тыс. тонн на 605 тыс. долларов). Этот месяц вообще стал уникальным:
продажи бензина в Россию превысили объем покупок (за месяц импортировано 416,3 тонн на 240 тыс. долл.)
Казахстан из импортера бензина превратился в продавца благодаря возросшему внутреннему производству.
Средний объем производства:
Причем в июле было произведено 361,4 тыс. тонн бензина, что является абсолютным рекордом
Для сравнения: в июле 2017 было произведено на 20% топлива меньше.
Главная причина роста производства – долгожданное завершение модернизации казахстанских НПЗ
На Павлодарском НХЗ работы уже завершены, на Атырауском и Шымкентском заводах их планируется закончить в сентябре.
«Если мы сейчас потребляем около 4,1-4,2 млн тонн бензина, то будем производить около 5 млн тонн.
Дизельного топлива Казахстан потребляет 4,6 млн тонн, три завода будут производить 5,2 млн тонн
Авиакеросин имеет сезонный характер, объем производства составит 850-900 тыс. тонн.
Есть большая программа перехода с топлива марки РТ и ТС на Jet A. Это будет в 2020 году.
Можно поставить точку в скандалах вокруг дефицита бензина. Его больше не будет
Что касается цен на бензин марок Аи-92 и 95, то предложения превышают спрос, и вы видите цены на заправке – 150-155 тенге. Наступает новая эпоха в области нефтепереработки. Мы выходим на новые рынки. Где в мире вы найдете еще такую цену?» – резюмировал Шухрат Данбай.
С ценами на казахстанском рынке на самом деле складывается непривычная картина: бензин дешевеет уже 5 месяцев подряд! По данным Комитета по статистике, по итогам 7 месяцев стоимость снизилась на 2,3%.
Однако из-за октябрьского и январского скачков
сейчас бензин все же дороже, чем в начале сентября 2017. Разница – 8,7%, что заметно выше инфляции за этот же период (6%)
Не допустить дальнейшего роста цен возможно удастся за счет того, что предложение превышает спрос. Сыграет роль и трехмесячный запрет на импорт российского бензина, который начал действовать в конце августа.
Но обнадеживаться не стоит: чиновники неоднократно заявляли, что цены на бензин в Казахстане одни из самых низких
в мире, а разница с той же Россией велика.
Так что цены на бензин могут и вырасти, особенно если учитывать растущую стоимость нефти
Если говорить о более дальних перспективах, то они во многом связаны с четвертым НПЗ. Власти так и не могут решить, нужен ли он сейчас, но уже в скором времени обещают огласить вердикт.
«Мы будем готовы объявить об этом в середине сентября. Компания Boston Consulting Group, с которой работаем по четвертому НПЗ, делала прогноз по потреблению производства нефтепродуктов до 2050 года.
Опираясь на эти цифры, хочу сказать, что они сделали глубокий анализ по переходам на электромобили, газ, альтернативное топливо. Резкого скачка потребления нефтепродуктов не ожидается.
Некоторые говорят, что эра нефтепродуктов закончилась, это не так. Как была нефть основой, так и останется»,
– сообщил Шухрат Данбай.