Для казахов всегда большая радость, когда сын приводит домой невесту, а дочь выходит замуж. «Свадебный церемониал делится на три этапа: досвадебный, свадебный и послесвадебный», — пишет Шайзада Тохтабаева. Традиция «Қыз көру» (смотрины невесты) относится к досвадебному периоду, когда будущие жених и невеста впервые могут увидеть друг друга.
Вот как описывает Ш. Тохтабаева в книге «Этикет казахов» свадебные обычаи: «Каждый этап церемониала представлял собою ряд временных отрезков со своими символично-этикетными нормами». Смотрины невесты — первый этап, когда молодые знакомятся. Если все проходит благополучно, отношения плавно переходят ко второму этапу – сватовству. Затем играется свадьба.
Совершеннолетние джигиты присматривались к девушкам на выданье, да и те в свою очередь понимали, что в скором времени им придется навсегда покинуть отчий дом и стать членом другой семьи — «Жат жұрттық».
В прошлые века
состоятельные казахи, чтобы женить своих сыновей, много путешествовали по аулам, заранее присматривая невест
А своеобразная почта казахской степи — «Ұзынқұлақ» (длинное ухо) — всегда приносила весть, в каком ауле и у кого есть дочь на выданье. Такая информация помогала обеим сторонам подготовиться к смотринам.
Поиск и выбор невесты были делом довольно сложным. Какими же правилами руководствовались родители жениха?
При выборе невесты присматривались не только к внешним данным. В первую очередь
выясняли, кто родители невесты, родственники. Помимо материального положения интересовались авторитетом семьи
в обществе, наличием наследственных болезней, которые могли бы отразиться на здоровье будущих детей.
Первое и золотое правило при выборе невесты гласило:
«Тексізден қатын алмаңыз» – «Не бери жену из рода, не имеющего достойных предков»
Это говорит о том, что в казахском обществе высоко ценились морально-этические ценности. Если в роду были акыны, певцы-импровизаторы, это считалось залогом рождения талантливых детей. Не меньшее внимание обращали и на то, были ли в роду невесты батыры (храбрые воины) или известные бии (судьи), которых избирал народ.
У многих известных казахов имелись талантливые родственники со стороны матери, их называли нағашы. К примеру, родные матери Абая были признанными острословами, а дяди по матери Курмангазы — искусными домбристами. Дядя матери Жамбыла — известный сыбызгышы, мать Кенена Азербайулы — прославленная на всю округу певица. Список этот можно продолжать и продолжать.
С родителями девушки из достойной семьи родители жениха договаривались заранее
В наши дни на казахских тоях первое слово после аксакалов, дающих бата (напутствие молодым), предоставляется родственникам матери жениха. Если же проводится «Қыз ұзату», когда девушку отдают замуж, слово предоставляется родным матери невесты.
Также неуклонно придерживались неизменных правил, которые отражены в народных пословицах: «Анасын көріп қызын ал» («Прежде чем взять дочь, посмотри на мать»); «Ыдысын көріп асын іш» («Прежде чем принять пищу, посмотри на посуду»).
На качелях любви: алтыбақан — казахский молодежный обычай
Зачастую на смотрины ездили целенаправленно, зная, что в таком-то ауле живет красивая и рассудительная девушка. Обычно к будущей невесте джигит выезжал со своими друзьями.
В ауле, где была девушка на выданье, уже были готовы к визиту жениха и встречали группу по всем обычаям. Их принимали как гостей, но все догадывались о причине приезда.
Если девушка джигиту не нравилась, гостей провожали как ни в чем не бывало
У казахов и сейчас широко распространена пословица: «Қызды кім көрмейді, қымызды кім ішпейді» («Кто не пьет кумыс, тот не смотрит на девушку»).
В свою очередь и девушки испытывали джигитов: «Қыз көретін жігітті біз көрелік» («Желающему увидеть девушку и мы устроим смотрины»). Для этого устраивались спортивные соревнования, музыкально-поэтические состязания, во время которых молодые старались показать себя с лучшей стороны.
Бывало, что именно на таких мероприятиях у будущей пары зарождались высокие чувства
Услышав о красивой девушке по имени Райхан, прежде чем жениться, Мухтар Ауэзов поехал со своими друзьями в ее аул. Среди его друзей были и певцы, и акыны.
Свой приезд джигиты объяснили просто — мол, выехали на охоту и заблудились. Но так как казахи редко могли заблудиться в степи, тем более группой из нескольких человек, все сразу поняли их цель. Однако в тот раз джигиты уехали ни с чем: девушку им не показали.
Жена по наследству: древний обычай казахов, пронизанный идеей гуманизма
Мухтару пришлось снова поехать в этот аул. И только после того, как один из более сноровистых джигитов смог договориться с жеңге (снохой девушки), подарив ей драгоценные украшения, джигитам было позволено увидеть красавицу Райхан. Скоро в ее аул приехали сваты.
Бауржан Момышулы в повести «Наша семья» приводит поучительный рассказ о смотринах невест, он услышал его из уст своего отца.
«Жил один богатый бай, у которого был избалованный сын. Объездил этот сын всю округу, осмотрел всех красавиц, но был до того надменен и до того любил себя, считая умнее всех, что ни одна девушка его не устраивала.
Одна казалась ему некрасивой, другая глупой. Ни одна, по его мнению, не сочетала в себе красоту и ум.
Отпросился он у отца в дальний путь, тот дал разрешение. И поехал джигит в дальние края, побывал в сотнях аулов, глазел на всех девушек, и опять ему ни одна не понравилась.
Однажды остановился он у белой юрты. К нему вышла красавица и предложила сойти с коня. Вошел он в юрту, сел и залюбовался красотой девушки, которая готовила для гостя угощение.
Чай закипел. Девушка ловко и грациозно накрыла дастархан и стала угощать путника.
Джигит думал: красота ее мне подойдет, а умна ли она? Дай-ка я ее испытаю.
На дворе лежали несколько пней разного размера.
– Девушка, скажите, сколько вот таких пней может поднять лошадь? – важно задал он ей вопрос.
– Хороший конь – один, плохой и два подымет, – ответила девушка.
Джигит подумал: «Вот так дура! Плохой – два, а хороший – один. Нет, не подходит она мне». Разочарованный, он холодно попрощался и уехал.
Приехал домой и рассказывает отцу:
– Объехал я много аулов и за семь дней нигде не встретил достойной мне невесты. Повстречал я одну красавицу, но она оказалась глупой и на мой вопрос ответила, что хороший конь поднимет один пень, а плохой два потянет.
Рассерженный отец прервал его:
– Дурак! Ты не понял ее слов! Она сказала, что ты по два баурсака тянул с дастархана. Не она, а ты глупец!
И поколотил он своего сына».
Бывает и сейчас, словно невзначай, снохи для знакомства молодых устраивают «своеобразные» смотрины — в этом заложена мудрая забота о будущем поколении.
А традиция «Қыз көру», такой как была в те далекие времена, уже осталась в прошлом.