Нестабильность курса тенге в последние пару недель в Казахстане вновь подогревает разговоры о возможном ухудшении социально-экономической ситуации в стране. В массмедиа озвучивается широкий спектр прогнозов – от сдержанных до крайне пессимистичных. Как в условиях финансовой турбулентности чувствуют себя казахстанцы? Знают Серик Бейсембаев, Исатай Минуаров, эксперты ИМЭП при Фонде Первого Президента.
Какие социальные проблемы заботят наших соотечественников, ощущают ли они снижение доходов? И какое отношение в целом складывается к текущим процессам в социальной и экономической жизни страны? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, предлагаем анализ результатов 12 фокус-групп, проведенных по стране в июне-августе 2018-го.
Широкий охват социально-демографических групп, а также представленность в выборке всех уровней населенных пунктов позволяют выявить основные спектры общественных настроений, присутствующих в текущий момент в казахстанском обществе.
В ходе обсуждений одной из наиболее часто упоминаемых категорий стала “стабильность”. К ней участники исследования обращаются в основном для позитивной оценки текущей ситуации в стране.
Практически во всех группах озвучивалась мысль, что спокойствие является главным достоянием страны:
“Надо сказать, что в стране царит спокойствие, мы сыты, слава богу, живем в радости и достатке” (муж., 61 лет, руководитель НПО, г. Жанаозен).
В массовом восприятии текущая стабильность в стране имеет несколько измерений. С одной стороны, сильно выражена
апелляция к потрясениям 90-х годов, по сравнению с которыми нынешние трудности воспринимаются менее болезненно
В основном такие суждения свойственны консервативным и более возрастным слоям населения, прибегающим в своих оценках к категориям “тәуба”, “шүкір”, “қанағат”.
«По сравнению с первыми годами независимости, сейчас положение людей улучшилось, сейчас хорошо» (жен., 52 года, предприниматель, г. Жанаозен).
Другая важная составляющая – межэтнические отношения. В рассуждениях участники дискуссии раскрывали смысл стабильности через мирное сосуществование разных этнических групп, сохранность языковых прав и отсутствие притеснения по национальному признаку.
«Назарбаев за дружбу народов, то есть не за национализм… Он выпустил закон, что
если ты приходишь в магазин, разговариваешь на русском языке, тебя должны тоже обслужить на русском
Он за единство народа Казахстана, поэтому у нас и дружба существует, поэтому мы едины» (жен., 34 года, домохозяйка, г. Актобе).
Анализ показывает, что стабильность может также рассматриваться как социально-экономическая категория. Регулярное повышение пенсий и зарплат является важным компонентом общественного представления о социальном благополучии в Казахстане.
«У меня родители пенсионеры. Они всегда рады, что пенсию поднимают. Этим они и довольны» (жен., 27 лет, бухгалтер на декрете, г. Семей).
Исследование показало, что весомым фактором позитива для казахстанцев является развитие инфраструктуры:
“Город строится, красивее становится”, “в каждом дворе игровые площадки”, “больше пробок нет” и т. д.)
Но
такие положительные отзывы характерны больше для жителей крупных городов, в первую очередь Астаны и Алматы
«Есть разные госпрограммы, оглянитесь по сторонам — столько домов строится! Есть хороший микрорайон Алгабас, дальше Алматы тоже куча новых микрорайонов, которые сдаются в эксплуатацию, квартиры выдают молодежи» (жен., 50 лет, агроном, г. Алматы).
В целом тема инфраструктуры тесно вплетена в повседневную жизнь казахстанцев. В ряде регионов страны люди отмечают положительный эффект от строительства дороги «Западная Европа – Западный Китай», появления новых железнодорожных веток или, например, газификации населенных пунктов.
Однако
в малых городах и селах вопрос инфраструктуры больше актуализируется в проблемном ключе: не отремонтированы дороги, не хватает детсадов,
не строится новое жилье и т. д. Важно отметить, что в восприятии населения вопрос качества инфраструктуры является одним из главных индикаторов эффективности местных органов властей.
Так, к примеру, на вопрос о том,
насколько успешен тот или иной аким, люди прежде всего ссылаются на его усилия по изменению облика населенного пункта
Соответственно, неразвитая инфраструктура является поводом для критических оценок в адрес властей.
«Как только пришел этот аким на должность, в нашем районе появились тротуары, началась посадка деревьев возле дорог. Я не пойму одного: почему сажают сосны и ели? Нужно сажать широколиственные деревья. И мне кажется, этот аким по сравнению с предыдущими ближе к народу» (жен., 31 лет, декретный отпуск, с. Мамлютка).
Если в вопросах инфраструктуры общественное мнение заметно варьировало, то тема социального благополучия гражданами обсуждается в основном в негативном ключе.
Наибольшее беспокойство казахстанцев вызывает рост цен на продукты питания и коммунальные услуги
На втором месте стоит вопрос трудоустройства и связанные с ним проблемы – безработица, низкая оплата труда, страх потерять работу и др. Тройку наиболее беспокоящих вопросов замыкает низкий уровень доходов (пенсии, зарплаты, социальные выплаты).
В крупных городах проблема доходов актуализируется с точки зрения высокой аренды, приобретения жилья, оплаты услуг
«Для нас общая головная боль – это низкая зарплата, которой ни на что не хватает. Молодежь скитается по съемным квартирам. Это все знают. Очень сложно жить на одну зарплату» (жен., 36 лет, архивист, г. Астана).
Что касается моногородов и сельской местности, речь идет о нехватке доходов для удовлетворения базовых нужд: медицинских услуг, лекарств, продуктов питания и т. д.
«Лучше бы цены остались те же самые. Пенсионерка получает 90 тысяч, но толку от этого… Этих денег ей не хватает… коммуналка и так далее. Она вообще без денег осталась» (муж., 29 лет, охранник, с. Теренозек).
Под давлением социальных проблем отмечается определенный рост скепсиса в отношении будущих изменений. Анализ показывает, что
социальный оптимизм заметно сократился после значительного падения курса национальной валюты
Понятно, что с каждым колебанием курса негативные ожидания граждан только возрастают.
«Экономическая ситуация в Казахстане вызывает много вопросов. Постоянные скачки тенге, девальвация, население сейчас уже ничему не удивляется и постоянно живет в ожидании, что не дай бог опять бабахнет» (жен., 28 лет, работник СМИ, г. Орал).
Однако не все граждане разделяют критическую оценку текущей социально-экономической ситуации. Есть мнение, что в стране созданы необходимые условия для повышения уровня жизни, и благополучие человека зависит от его личных усилий.
“Слава Всевышнему, главное, есть что кушать, надевать. И это зависит от человека, как довольствоваться тем, что есть. Надо перестать жаловаться, а то критика к хорошему не приведет” (муж., 52 года, руководитель ОО, г. Сатпаев).
В этом контексте позитивно оценивается 5 социальных инициатив,
в рамках которых у простых казахстанцев появилась возможность получить высшее образование, доступное жилье и снизить расходы на налоговые выплаты.
“5 инициатив — вот все они хороши. Если все решения осуществят, в нашей стране будет стабильность” (жен., 54 года, медиатор, г. Каратау).
В связи с усложнением социально-экономической ситуации граждане формулируют широкий ряд запросов в адрес властей. Традиционно самым популярным ожиданием является борьба с коррупцией на всех уровнях. Причем
тема коррупции увязывается с политреформами, после которых можно ожидать обновление госаппарата на местах
«Прежде всего страна нуждается в политических реформах. Надо обновить аппарат, вот тогда, думаю, можно будет говорить об искоренении коррупции» (муж., 39 лет, ветеринар, г. Шымкент).
Также четко вырисовывается запрос на политику по сокращению бюджетных расходов на разные имиджевые мероприятия. Вместо этого, по мнению наших граждан,
«народные» деньги должны использоваться для улучшения уровня жизни обычных жителей страны
«Вот и я хотел спросить, зачем нам конференция про Сирию, зачем столько средств тратить, зачем форумы и Азиада? Как простой человек говорю, потому что тратятся наши деньги из налогов» (муж., 67 лет, пенсионер, г. Мамлютка).
Немаловажным моментом является наличие системы обратной связи. На данный момент в глазах населения казахстанский чиновник закрыт и недоступен. Участники фокус-групповых дискуссий считают, что государственные органы должны быть подотчетны и своевременно реагировать на запросы граждан.
«Есть большой разрыв между гражданами и властью. Об этом говорят везде — и в соцсетях, и на ТВ. Власть должна стать ближе к народу»
(муж., 35 лет, учитель школы, г. Шымкент).
В целом исследование демонстрирует неоднородную картину с точки зрения восприятия гражданами текущей ситуации в стране. Во многом сохраняется инерция прежних лет. Хотя
можно заметить, как нарастает уровень тревожности в связи с неурядицами в финансовом секторе страны,
а также сокращением уровня потребления.
Ряд социальных инициатив со стороны властей помогли несколько снизить беспокойство граждан. Но очевидно, что их позитивный эффект нужно закрепить реальными действиями в решении злободневных социальных проблем и через выстраивание эффективной коммуникации между гражданами и госуправлением.