В ВКО скандал с конкурсом на 9 млрд тенге — минфин обнаружил нарушения.
На днях фракция «Ак Жола» в парламенте получила едва ли не сенсационное письмо из Министерства финансов. То был ответ на запрос по поводу нескольких тендеров, проведенных с сомнительными результатами в ВКО и Шымкенте.
Но подробнее остановимся на случае в Усть-Каменогорске. Здесь многомиллиардный тендер по строительству трех новых подстанций «закрыли» для конкурентного бизнеса. А победу отдали «удобным» предприятиям. По сути, это один из немногих случаев, когда непрозрачность проведения госзакупок была доказана фактически.
Чтобы отсечь лишних претендентов на государственные миллиарды, отдел финансов Усть-Каменогорска провел конкурс в особом порядке
То есть из одного источника. Сделать это оказалось проще простого — трансформаторные подстанции приравняли к стратегическим объектам. Коими они не являются. Так и утекли бюджетные денежки на счета конкретных победителей.
Акжоловцы озадачили по этому поводу минфин еще в мае.
«Поступающие на имя депутатов фракции обращения свидетельствуют о продолжающейся практике лоббирования интересов конкретных поставщиков отдельными госорганами. А также вольного трактования ими норм законодательства.
Изощренный способ «протащить» в победители конкурса «своего» поставщика придумали в Восточно-Казахстанской области», — написали депутаты в запросе на имя тогдашнего министра Бахыта Султанова.
Доводы парламентариев подтвердились.
29 июня 2018 года Генпрокуратура подтвердила указанные в запросе нарушения,
среди которых:
По фактам нарушений Департаментом внутреннего государственного аудита по ВКО было направлено предписание в адрес организатора, а также внесен иск о признании договора недействительным», — говорится в сообщении «Ак Жола».
Материалы проверки направлены в антикоррупционную службу по ВКО. Но чиновники Усть-Каменогорска сдаваться без боя не захотели. Отдел строительства возьми да и подай в суд на департамент внутреннего госаудита ВКО. Их целью была отмена результатов проверок и предписаний. Экономический суд ВКО поддержал аудиторов. Но в апелляции что-то пошло не так — она отменила решение коллег. Постановления еще нет, поэтому аргументы суда неизвестны.
— Ситуация развивается до сих пор, — прокомментировал мажилисмен Азат Перуашев. — Контролирующие органы подтвердили нарушения, суд первой инстанции подтвердил правоту, а через апелляцию эти «товарищи» отыграли. Но мы думаем, что рассмотрение было необъективным, поскольку мы знаем, что
тендер на 9 млрд тенге просто так в случайные руки не уходит
— То есть вы инициировали разбирательство в этой ситуации по чьему-то обращению?
— Предпринимателей. Мы периодически выявляем такие системные сбои. В системе госзакупок против коррупционных решений в законе сделано достаточно много. А чиновники все время придумывают всякие обходные пути.
Допустим, случай в Алматы, по которому были большие разборки. И наши претензии в итоге подтвердились. Там отечественному производителю временно исполняющий обязанности управления строительства написал в письме: «В виду того, что производитель на самом деле возит комплектующие из-за рубежа, в этой связи они отдают тендер на 27 млрд тенге надежнейшему и старейшему производителю Украины».
То есть наш — не совсем отечественный и собирает из зарубежных комплектующих, а украинский — свой, родной
По неофициальной информации, этот товарищ вскоре сменил гражданство и уехал. Видимо, неплохо может и в другом месте устроиться с 27 миллиардами. Этот пример просто наглого игнорирования всех норм.
— Но в Усть-Каменогорске был использован другой способ провести конкурс с предсказуемым результатом.
— Да. Там подвели к тому, что закуп силового оборудования относится к вопросам национальной безопасности, поэтому и должен производиться методом закупок из одного источника. Наши коллеги-эксперты подняли это обоснование. Оказалось, что оно притянуто за уши.
Подстанции не относятся к объектам нацбезопасности
Более того, даже по показателям мощности они не представляют никакого интереса для обеспечения региона энергией. Тем не менее, чиновники ВКО ухитряются что-то придумывать.
Исполнительный директор Союза обрабатывающей промышленности Адилбек Бектибаев, разбираясь в этой истории, вообще выяснил ошеломительные факты.
Например, в числе учредителей одной из трех выигравших тендер ТООшек «Аврора Констракшен» числится бездействующее предприятие. К тому же находящееся за рубежом.
— Меня еще вот что смущает. Деньги стали осваиваться сразу же, как только договор заключили после тендера, — рассказал он редакции 365info. — По подстанции «Новая» были вроде куплены трансформаторы, но без установки. А это примерно 15% от стоимости договора.
Трансформаторы якобы приняты и отданы на ответхранение куда бы вы думали? В Талдыкорган!
Какой смысл тащить оборудование за тысячи километров от места их установки?
— То есть работы по строительству подстанций не ведутся, и там конь не валялся?
— Все, что мне известно, я вам уже рассказал. А вообще, нужно съездить на эти объекты и убедиться, валялся там конь или нет. По теме ответхранения трансформаторов я написал жалобу в комитет госдоходов, служба экономических расследований поручила перепроверить мои доводы. Если подтвердится, будет уголовное дело.
А мои подозрения таковы, что это оборудование еще не пересекало границу Казахстана. Но акты уже подписаны и деньги освоены
То есть существует ответственное должностное лицо, которое делало приемку. Подписав эти акты, оно взяло на себя ответственность. И завтра, если мои опасения подтвердятся, это лицо может иметь проблемы с законом. Всего этого могло не быть, если бы тендер был проведен прозрачно.
Срок исполнения договоров по строительству подстанций — 31 декабря 2018 года. Осталось чуть больше трех месяцев, и тогда можно будет однозначно сказать — в те руки попали 9 бюджетных миллиардов или нет.