Китай проявляет большой интерес к происходящему в странах СНГ, и это вполне объяснимо. Общность границ, заманчивые рынки, огромные возможности сотрудничества как на политическом, так и экономическом поприщах… Владимир Нежданов, эксперт Центра изучения перспектив интеграции, рассказал, как китайцы сегодня воспринимают территорию постсоветского пространства.
После распада Советского Союза соседями КНР в Евразии стали несколько независимых государств. Учитывая, что СНГ играет ключевую роль в поддержании безопасности китайской границы на северо-востоке и северо-западе Китая, способствует поддержанию стабильности Северо-Восточной и Центральной Азии, деятельность этой организации довольно широко освещается в прессе Поднебесной, пишет Евразия.Эксперт.
Интерес КНР к проблематике постсоветского пространства определяется прежде всего следующими факторами:
Обращая внимание на страны бывшего СССР,
китайские СМИ, как правило, отделяют Россию от остальных постсоветских стран
Подобное разделение основано на представлении о том, что Россия и остальные республики бывшего СССР обладают разным статусом.
Главный нюанс, отмечаемый в китайской прессе, касается того, что
Россия – преемница СССР, в то время как остальные постсоветские страны – это новые независимые государства
Можно отметить несколько основных моментов, на которые обращает внимание китайская пресса, выделяя Россию из ряда постсоветских стран.
Во-первых, указывается, что Советский Союз был основан после свержения царской власти и Временного правительства в России. Таким образом,
СССР представлял собой, по сути, российское национальное государство
При этом после распада Советского Союза Россия остается самой большой страной региона и мира, представляя собой около 80% территории СССР и около 60% его экономической и военной мощи.
Во-вторых, подчеркивается тот факт, что
новые независимые государства после распада СССР согласились признать Россию в качестве преемницы СССР,
сохраняя за ней место в Совете Безопасности ООН и ее ядерную монополию.
В-третьих, Россия согласилась принять на себя бремя внешнеэкономического долга СССР. Такая позиция объясняется стремлением российского руководства доказать свою экономическую состоятельность и ответственность, а также сохранить экономические и политические позиции СССР, пусть и в усеченном варианте.
В КНР обращают внимание на стремление России играть основополагающую роль в политике и экономике постсоветских стран
Отмечается, что
России в развитии отношений с независимыми государствами целесообразнее опираться на «возвращение» в регион,
чем выстраивать новые отношения. Среди причин «возвращения» России на постсоветское пространство названы:
Необходимо обратить внимание на три особенности, характерные для «возвращения» России на постсоветское пространство.
Первая касается выстраивания подчеркнуто равных отношений сотрудничества между Россией и странами постсоветской Евразии.
Утверждается, что
Москва выстраивает образ надежного партнера и союзника, устанавливает равные и взаимоуважительные отношения
сотрудничества. Акцентируется, что формулирование базовых принципов внешней политики в отношении соседних стран представляет собой серьезное изменение внешнеполитического мышления России.
Вторая выражается в энергетическом потенциале России, который дает ей особую роль в отношении со многими соседними странами. Подчеркивается, что
в настоящий момент ни одна постсоветская страна не может быть полностью независима в вопросах энергетики от России,
что отражается и на внешней политике.
И наконец третья, у России есть определенные преимущества в культурной сфере на постсоветском пространстве. В частности, российский (шире – славянский)
культурный фундамент – важное связующее звено между Россией и странами Центральной Азии и Восточной Европы
При этом в экспертной сфере Китая иногда звучит мнение об «имперском синдроме» относительно России и постсоветского пространства.
Отмечается постепенное возрастание интереса России к постсоветским странам, начиная с середины 1990-х годов
Для России СНГ по-прежнему имеет важное значение, что отмечает ее стремление к ведущему положению в Содружестве. СНГ играет важную роль для России, поскольку
неудача проекта будет означать серьезный провал российской дипломатии. А это может подорвать мировоззрение
российской политической элиты, а также затронет легитимность российской власти, потерявшей постсоветское наследие.
Вместе с тем в тематике постсоветского пространства в китайских изданиях значительное место занимает вопрос «цветных революций». Отмечается, что они вскрыли политические, экономические и социальные противоречия. Они играли особую роль, в том числе во взаимоотношениях России и США, что позволяет
говорить о «цветных революциях» как об особом порядке политических перемен на постсоветском пространстве
В частности, отмечены схожие черты постсоветских стран, которые привели к «цветным революциям». Среди них:
При этом существует проблема, касающаяся настоящего и будущего СНГ
В настоящее время СНГ можно рассматривать как своего рода организацию для осуществления политического транзита, которая не имеет существенной политической силы. Подчеркнуто, что в будущем мы, скорее всего,
будем наблюдать постепенную трансформацию региона и исчезновение концепции СНГ,
учитывая, что интересы многих стран СНГ сегодня расходятся.
Наконец, кроме политического и международного значения постсоветского пространства,
важно отметить, что креативная молодежь Китая обращает внимание на постсоветскую эстетику
Постсоветская молодежная культура неизбежно приводит нас в пригороды крупных и малых городов, предлагая новые темы для вдохновения модельеров. Интересно, что эта
эстетика перекликается в определенном смысле с интересом европейских дизайнеров к кириллическому шрифту,
а также эстетике постсоветского города. Интересно, что современные дизайнеры воспринимают эстетический опыт 1990 годов как позитивный, что может позволить странам постсоветского пространства использовать данную тематику в качестве ресурса «мягкой силы» для определенных групп населения за рубежом.