Ажар – девушка из небольшого городка в Кызылординской области, переехала в Швецию пять лет назад. Пройдя немалое количество жизненных испытаний, она смогла построить счастливую семью на своей новой родине.
Скандинавские страны даже среди европейцев считаются самыми прогрессивными, стабильными и социально благополучными. Так называемая «нордическая модель» или «нордическая социальная демократия» на протяжении многих лет помогает скандинавским странам оказываться в топе рейтингов по уровню жизни и «индексу счастья» среди населения.
— Расскажите о себе. Где вы родились, в каком городе жили и чем занимались до переезда?
— Меня зовут Абдигаппарова Ажар, я из города Байконур в Кызылординской области. Окончила университет по профессии «ветеринар». Работала до приезда в Швецию врачом в лаборатории.
— Когда вы переехали в Швецию? Как решили уехать?
— Жизнь до Швеции была мрачная и несчастливая. Я приехала сюда пять лет назад, после того как меня уволили из ветеринарной лаборатории, потому что я отказалась спать с начальником. Я была разведена и жизнь после развода не была легкой… Так же, как и когда была замужем. Сейчас вспоминаю это время, как страшный сон. Все, кто предлагал выйти замуж, были или стариками, или теми, кто искал токал. Вот тогда Аллах и дал мне сил переехать в Швецию.
— Тяжело ли было менять привычный образ жизни? Как прошла адаптация к новой стране?
— Не зная языка и не имея денег и знакомых, я просидела в метро три дня
Но получилось так, что встретила хороших людей — семью из Азербайджана, они и помогли мне. В первое время мне было очень тяжело с языком и поиском работы, зарабатывала уборкой квартир и гостиниц.
— С какими трудностями пришлось столкнуться, что было легко?
О Венгрии не скажешь, что она развита как Казахстан — казашка в Будапеште
— Я быстро адаптировалась в Швеции, только язык учила долго, ходила на курсы шведского. Там и встретила своего украинца. Может просто мне повезло, может это была судьба, но я в жизни никого так не любила, как Мишу. Сейчас у нас две общих дочери — Анастасия и Виктория, и мой старший сын Алекс.
— Как к вам относились местные?
— Швеция мне понравилась сразу, это любовь с первого взгляда! Но и родину я люблю, и с детьми мы говорим на казахском. А люди к приезжим относятся очень хорошо, хотя говорят по-разному. Я живу на севере, в городе Кируна. Здесь население 7000-8000 человек и почти все друг друга знают в лицо. Сейчас я работаю продавцом в магазине Deressmann и учусь, конечно. С коллегами чувствую себя комфортно.
— Какие особенности Швеции бросаются в глаза?
— Все в Швеции по-другому, все отличается от Казахстана! Первое,
что удивило, это то, что все умеют стоять в очереди и не лезут вперед,
отзывчивые и сразу приходят на помощь. Все по-другому: и люди, и страна, и менталитет.
Говорят, что шведы всегда на всех стучат, поэтому и нет коррупции,
а в Казахстане даже в школах коррупция, но все молчат.
Шведки — это сильная сторона Швеции, они свободные и всегда берут инициативу в свои руки
У нас в магазине даже охранники женщины.
Шведы меня часто поражают своей энергичностью. Здесь каждый второй занимается спортом и ведет здоровый образ жизни. Наши соседи, например, утром бегают, а вечером ездят на велосипедах в другую часть города на тренировки. В школе все бесплатно: книги, еда, кружки! Мой сын ходит на занятия по скрипке, карате и плаванию, еще на лыжах катается и осваивает слалом — все оплачивает школа. Вот как не любить Швецию?
— Назовите пять самых больших отличий между Казахстаном и Швецией.
— Лично для меня невозможно сравнить шведов и казахов. Шведы очень простые и честные, живут правильно, очень доверчивые и сдержанные. Из того,
что мне не нравится, так это то, что старики живут в домах для престарелых и дети их очень редко навещают
Апашка в глубине Африки: меня спасает внук и любимое хобби
Нашей семье здесь очень сильно помогает государство. Мы вообще ничего не платим за обучение, не покупаем никаких карандашей, ручек, как в Казахстане, где уходит пять зарплат на то, чтобы одеть ребенка. Абсолютно все обеспечивает школа! Это очень большая поддержка для нас. И государство всех так поддерживает, не только нашу семью. Сейчас у нас вид на жительство в Швеции, не постоянный, а временный, но несмотря на это, мы стоим в очереди на квартиру.
Старшего сына я родила в Казахстане, и это было просто ужасно. Медсестра меня чуть не избила, потому что я кричала возле ВИП-палаты, мне было очень больно, это были мои первые роды. Анастасию, старшую дочку, я родила в Швеции, в больнице Стокгольма.
Через неделю после меня в том же отделении и у того же врача рожала принцесса Швеции София,
своего старшего сына Оскара. Там было так классно! За тобой ухаживают, как за королевой! Роженицам приносят стол, на нем флаг, цветы, подарки, памперсы и все, что необходимо ребенку в первую неделю жизни.
Еще мне очень нравится, что здесь не надо одеваться напоказ, не надо быть идеальной, можно быть такой, какая ты есть. Можно не краситься, ходить в кроссовках или надеть классическое платье, можно пойти на свадьбу в том, что у тебя есть, и никто не будет говорить тебе про дресс-код. Ни в одном ресторане такого нет. Все одеваются так, как хотят, как себя чувствуют. И это мне подходит и очень сильно нравится. Например, когда я приехала в Казахстан и надо было идти на свадьбу, мама заставила меня купить платье, потому что в том, что я привезла, видите ли, идти нельзя.
Насчет декретного отпуска — здесь его получают и мужчины, и женщины. Я была в декретном отпуске, он длился 6 месяцев, но захотела выйти на работу, потом с ребенком сидел мой муж, и он тоже получил декретный отпуск.
— Чем отличаются казахстанские мужчины от шведов? А казахстанки от шведок?
— Шведы отличаются от казахских мужчин всем! Очень красивые и хорошо выглядят, потому что почти каждый занимается спортом: бегом, плаванием, лыжами, также очень популярен конный спорт. Шведы в основном очень высокие блондины с голубыми глазами. Сдержанные, ответственные. Здесь самое главное — это слово, и они верят вам на слово.
Здесь женятся очень поздно и рожают тоже поздно.
Я была в роддоме два раза и встречала в основном 38-40-летних женщин, которые рожали своих первенцев
Но при всех плюсах
шведские мужчины скупердяи, в ресторане каждый платит за себя, даже муж и жена
У меня никогда не было отношений со шведскими мужчинами, но по разговорам с коллегами я понимаю, что в семье у каждого свой раздельный бюджет.
— В Казахстане мужчины – … в прямом смысле этого слова. Потому что у них нет уважения к женщине.
Казахи в Египте: «Светофоров здесь нет, ПДД никто не знает»
Даже сейчас, когда я здесь, между мной и моим братом либо родственниками возникают споры. Мне иногда звонит мама и влезает, выговаривает: «Вот ты вышла за украинца, не стыдно тебе?! Посмотри на себя» и т. д. Я много подобного слышу. Иногда мне пишут в личку, под моими фотографиями оставляют комментарии, кого я никогда в жизни не видела и кто меня вообще не знает. Буквально на днях читала статью, в которой говорится, что самыми лучшими отцами в мире считаются шведы, и это абсолютная правда!
Например, во время утренников в детских садах 90% родителей мужчины. Они очень много времени уделяют своим детям: водят на кружки, купают и т. д. Например, мой муж украинец, но до шведов ему еще жить и жить.
Они самые лучшие отцы, которые за детей глотку порвут. Когда шведы разводятся, для них самое главное не дом, деньги и прочее, это для них совсем не важно.
Даже если чей-то дом ограбили, у них по этому поводу нет никакого стресса, так как все расходы покрывает страховка
Даже кражу сотовых телефонов и потерю багажа в аэропорту — все покрывает домашняя страховая компания.
Так вот, если родители разводятся, дети живут неделю у папы, неделю у мамы. А если родители в разных городах, то полгода здесь, полгода там. Конечно, для меня это было бы неудобно, но они привыкли к такой жизни. Дети в школе моего сына могут сказать: «Сегодня у меня мамина неделя, можете прийти к моей маме, она живет там-то» или «Сегодня я у папы». В эту неделю папа ребенка забирает и за ним смотрит, а на следующей то же самое делает мама. Иногда родители договариваются, что если папа уезжает в отпуск, ребенок остается месяц у мамы. Если отпуск у мамы, он остается на месяц у папы.
Половую жизнь они начинают рано, в 15, иногда даже в 13 лет, но женятся поздно.
Один из коллег моего мужа женился в 52 года и сказал: «Только сейчас я убедился, что буду жить с ней всю свою жизнь»
— Теперь о шведках. Шведки такие же, как и шведы. Мало красятся, здесь редко увидишь ухоженные ногти, прически, ни разу не видела, чтобы шведки делали прическу в салоне. Но у них есть какая-то внутренняя энергия, очень сильные женщины и очень отличаются от наших. Они даже слово «нет» умеют говорить красиво, никогда не кричат на детей на улице, все объясняют тихо и спокойно.
Например, когда я искала работу, ходила по улицам и заходила во все компании. Со мной абсолютно все разговаривали так, как будто действительно готовы взять на работу. Они всегда улыбаются, говорят, что обязательно позвонят и никогда не отвечают грубо. У них такого просто нет. И самое главное – они никогда не лезут в чужую жизнь. Сколько я работаю со шведками, ни разу не слышала, чтобы кто-то кого-то обсуждал.
У каждого шведа есть свое личное пространство и они никогда в него не вламываются.
У моей коллеги мама лесбиянка, живет с женщиной, но для них это просто ее жизнь, она сама выбирает, с кем и как ей жить
Вот так они рассуждают. И так же они не лезут к своим детям. С кем бы они ни жили, они считают, что это выбор ребенка. Такого, чтобы кого-то женить или давать советы, просто нет. Каждый должен на своих ошибках учиться, у каждого есть своя жизнь, свое мнение и свое право.
— Собираетесь ли вы возвращаться в Казахстан?
— В Казахстан возвращаться я не хочу, только в гости к маме.