Почему с Конвенцией по правовому статусу Каспия нельзя было медлить, какое значение она имеет для Казахстана и все ли проблемные вопросы ею решены?
На эти вопросы ответил Эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента — Антон Бугаенко.
12 августа в Актау состоялся саммит лидеров прикаспийских государств, который стал важнейшим событием региона последних десятилетий. На саммите была подписана конвенция по правовому статусу Каспийского моря, текст которой обсуждался со времен распада Советского Союза.
Море надежды: какие вопросы решает Конвенция по Каспию?
Проблема Каспийского моря вызвана неоднозначностью юридического определения этого водоема.
Учитывая размеры Каспия, его можно считать международными водами. Однако это приводит к тому, что любое государство мира может требовать там своего присутствия
Такое положение вещей неприемлемо для всех прикаспийских государств.
С другой стороны, если считать Каспийское море внутренним водоемом, возникают вопросы раздела его вод и ресурсов. Это приводит к необходимости выработки особого статуса Каспия, сочетающего в себе различные подходы к его определению как моря или как озера.
Прикаспийские страны подошли к такой точке, когда дальнейшее промедление в подписании конвенции о статусе Каспийского моря имело бы губительные последствия. Так, ввиду отсутствия юридически оформленного статуса моря регулярный мониторинг экологической ситуации в Каспийском море не проводится.
Отсутствие норм приводит к неконтролируемому загрязнению вод моря
Определение статуса необходимо также для свободного развития таких сфер, как транзитные перевозки, рыбная ловля, решение экологических проблем, борьба с наркотрафиком.
Прикаспийские страны: какие надежды возлагаются на Актауский саммит?
Долгожданное подписание конвенции о статусе Каспийского моря стало возможным после длительных консультаций, решения территориальных споров между прикаспийскими странами. Подписание конвенции о правовом статусе Каспийского моря означает в первую очередь урегулирование юридического статуса различных участков моря и открывает возможности для его совместного использования.
Это относится как к природным ресурсам региона, так и к транзитному потенциалу
Так, Казахстан сможет в полной мере использовать модернизированные порты Актау и Курык для связи с Азербайджаном и Ираном.
Будут решены территориальные споры, доставшиеся в наследство от Советского Союза, когда административные границы между советскими республиками были проведены нечетко. В 1990-е годы это привело к территориальным спорам между многими прикаспийскими странами — например, между Азербайджаном и Туркменистаном вокруг шельфового месторождения «Сердар-Кяпаз».
Большая часть биоресурсов моря согласно конвенции остается в общем пользовании
https://365info.kz/2018/08/konventsiya-po-kaspiyu-vse-uchastniki-smogut-zarabatyvat-bolshe/
Исключительными правами на рыбную ловлю страны будут обладать только в пределах 10 морских миль, поэтому большая часть моря останется свободной для совместного использования.
Подписание конвенции не снимает всех вопросов относительно Каспийского моря
Так, формулировки в части распределении недр Каспия являются весьма расплывчатыми. Это позволило отложить решение самых острых вопросов, разделить спорные моменты, по которым может и должен быть достигнут компромисс.
Для Казахстана вопрос урегулирования границ собственной зоны Каспия не стоит, так как Астана уже подписала договоры о разделе акватории со всеми прилагающими странами. Однако введение в действие конвенции позволит создать необходимые стандарты экологического надзора, определить зону ответственности казахстанских военно-морских сил,
что имеет большое значение для борьбы с наркотрафиком и другими угрозами безопасности
Определенный юридический статус позволяет руководствоваться четкими правовыми нормами при осуществлении Казахстаном своей деятельности на Каспии.