Дети и их воспитание у казахов были объектом пристального внимания. Воспитывать подрастающее поколение для казахов всегда было общим делом. И каждый осознавал, что он лично несет ответственность за любого ребенка в ауле, в роду. Поэтому каждый мог как сделать замечание, если ребенок не так себя вел, так и был обязан проявить заботу добрым словом, советом и помощью. И поныне казахи руководствуются золотым правилом, оставленным далекими предками, которое сплачивает народ: «Әр қазақ менің жалғызым» («Каждый казах — мой единственный»).
Воспитание начиналось с самого рождения. И с первых дней жизни малышу пели «Бесік жыры» (колыбельная песня). «Бесік жыры» — традиция, уходящая далеко в глубь истории. Найденные археологами гуннские колыбели показали, что они очень схожи с казахскими.
Содержание «Бесік жыры» были просты по форме, но глубоки по содержанию. Песня была своеобразной дверью в большой мир. Она не только веселила и успокаивала малыша, но и воспитывала. Именно посредством песни он познавал все новое, принимал установки, к чему должен стремиться, чего достичь в будущем и т. д.
Обычно «Бесік жыры» пели матери, сидя у колыбели, когда кормили грудью младенца. Качая бесік (колыбель), «Бесік жыры» пела внукам бабушка или братья и сестры.
Тексты «Бесік жыры» были разнообразны, каждый мог сочинить и петь свою песню. И это было естественным явлением в степи, где все умели сочинять четверостишия (а если человек не умел, его запросто могли поднять на смех).
https://365info.kz/2018/06/muzyka-kak-forma-obshheniya-u-kazahov-muzykalnyj-obychaj-kyj-tartys/
Интересные факты об этой традиции написал Нысанбек Торекул в книге «Сүйіншіден көңіл айтуға дейін» (От суюнши до соболезнования):
«Народные «Бесік жыры» обычно начинались распространенными в народе словами «Әлди—әлди, ақ бөпем, ақ бесікке жат бөпем» (Маленький мой, светленький, ложись в колыбель, беленький). Дальше пелось, например, так:
Айыр қалпақ киісіп,
Ақырып жауға тиісіп,
Батыр болар ма екенсің?
Бармақтарың айысып,
Ұста болар ма екенсің?
Сөйлегенде суырылып,
Шешен болар ма екенсің?
Адасқанда жол табар,
Көсем болар ма екенсің?…
***
Шапку на голову надев,
С криком пойдешь ты на врагов
И батыром можешь стать!
Иль кузнецом искусным будешь ты?
Может, вырвавшись из толпы,
Оратором станешь ты?
Если все заблудятся во тьме,
Дорогу, став вождем, укажешь ты!
И будем тобой гордиться мы!…»
Таким образом в песнях мать высказывала свои мечты и пожелания в отношении ребенка. И подобных колыбельных песен у казахов много. Можно сказать, что своя песня была в каждой семье.
«Бесік жыры» писали и известные акыны. В 1937 году знаменитый Жамбул Жабайулы написал колыбельную песню:
…Мамық жүнді жас лақан,
Ұйықтап қырда ботақан.
Алтын жалды құлыншақ,
Жұмып көзін бұзауқан.
Төлдің бәрі ұйықтады,
Ұйықта сен де балақан.
***
…Шерсть мягка у козленка,
Сон прекрасен у янгенка..
Златогривый жеребенок
Сладко спит, как тот теленок,
Всех животных дети спят,
И тебе пора поспать!
Казахские «Бесік жыры» охватывали разные темы. В семье известного поэта и писателя Абдильды Тажибаева было два члена Союза писателей Казахстана. Его мать Айманкуль тоже была поэтом. В 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны она написала песню «Әже әлдиі» (Колыбельная бабушки):
Әлди-әлди бөпешім,
Жорықта жүр көкешің.
Аман болса, көкешің,
Ұмытпайды бөпесін…
Қару-жарақ асынып,
Майданда жүр көкешің.
Қорғаймын деп аттанған,
Бөпесі мен шешесін.
Жылама, жаным, жылама,
Көкең жауды жеңеді.
Көрем кілең жақсы түс,
Аман-есен келеді.
Той жасаймыз тамаша,
Қаптың аузын сөгеміз.
Дастарханды кең жайып,
Құрт, ірімшік төгеміз.
***
Маленький мой, светленький,
Ложись в колыбель, беленький.
Отец твой на войне воюет,
Разве он тебя забудет?
Взяв оружие он в руки,
За тебя и за меня пошел он в бой.
Не плачь миленький, не плачь,
На коне он мчится вскачь.
Часто вижу я во сне,
Возвратится на коне.
И большой прекрасный той
Ох, закатим мы с тобой.
На белый дастархан большой
Мы все положим курт, творог,
Пригласим гостей домой
Вместе заживем семьей.
(Перевод стихов — автор статьи)
Красиво описал пение колыбельной писатель Мухтар Ауэзов в романе—эпопее «Путь Абая»:
«Дом Улжан самый большой в зимовье Жидебай. Гостеприимный, просторный, он весь украшен коврами, кошмами, алаша. В нем Абай живет со своей бабушкой и матерью.
Священная колыбель — обряд «Бесік аластау»
Светильник еще не зажжен. Дома почти никого нет – все хозяйничают и хлопочут во дворе. Просторная комната, необычно пустая, кажется покинутой. Абай стоит на коленях у окна, выходящего на хребты Чингиза. Подперев подбородок руками, он облокотился на подоконник.
Направо, на постели, разостланной на полу, сидит Зере, раскачивая люльку своей маленькой внучки Камшат, дочери Айгыз. Старушка, как всегда, напевает колыбельную песенку. Песня тоже стара, старее бабушки. Кроме Зере, никто ее не знает, и звуки ее также близки Абаю, теплы, трогательны и любимы, как сама старая бабушка. Когда—то и он сам засыпал под такие переливы этого напева. С тех пор не изменился ни один звук, ни одно слово, — песня, как верное сердце матери, не знает перемен. В песне – безмятежное дыхание тихого вечера. Кроткий голос бабушки наполняет тишину закатного часа. Абай слушает, и ему кажется, что пение старой Зере, сердечное, задушевное, проникнутое тихой грустью, укачивает и убаюкивает его самого. Ему хочется, чтобы эта песня звучала долго—долго, без конца».
И сегодня поют казахские матери «Бесік жыры» своим детям.