Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры — одна из задач, определенных в январском послании главы государства народу.
Зачем в Алматы сооружают скоростной автобусный коридор (линию BRT) по улице Тимирязева? На этот вопрос ответил официальный представитель акимата Алматы Тимур Базарбаев.
Улица Тимирязева проходит через густонаселенные районы и выступает одной из важнейших артерий для общественного транспорта. С востока на запад по указанной улице проложены 13 автобусных и четыре троллейбусных маршрута. Речь идет об автобусах №№32, 45, 79, 18, 22, 30, 56, 67, 31, 70, 98, 123, 124, троллейбусах №№1, 7, 9, 11.
При этом время проезда общественного транспорта на участке, где сооружается линия BRT, превышает полчаса при средней скорости 12 км/ч. Ожидается, что с введением BRT время проезда на общественном транспорте сократится здесь до 14-15 минут, а ежедневный пассажиропоток увеличится почти на 40% — с 98 тыс. до 145 тыс. человек.
С введением скоростного автобусного участка по улице Мустафина от проспекта Аль-Фараби до пересечения улиц Сулейменова-Жандосова пассажиропоток уже вырос с 33 тыс. до 40 тыс. пассажиров. Транспортная интенсивность снизилась с 12354 до 9839 автомобилей.
Среднее время прохождения автобусов с введением в 2018 году 8,7 км BRT сократится с 53 до 36 минут.
Важно отметить, что реализация проекта по созданию транспортной системы Алматы началась при поддержке Глобального экологического фонда в рамках Программы развития ООН «Устойчивый транспорт».
Основная цель, которую преследуют власти города — это снижение в Алматы роста парниковых газов, связанных с использованием большого количества личного автотранспорта. Цель будет достигнута путем совершенствования общественного транспорта.
В этом направлении акиматом Алматы ведется работа по созданию усовершенствованной системы общественного транспорта. Сюда входят строительство новых станций метро, линий легкого рельсового транспорта LRT, коридоров скоростного автобусного транспорта BRT, выделение полос для общественного транспорта на перегруженных дорогах.
Проект BRT является первым из планируемых в Алматы коридоров скоростного автобусного транспорта, который будет проходить по улицам Мустафина, Рыскулбекова, Сулейменова, Жандосова, Тимирязева, Желтоксан, Толе би, ВОАД и Кульджинский тракт.
Что касается автобусных остановок по центру дороги, то данный вариант был предложен консультантами проекта «Устойчивый транспорт» по следующим критериям.
В первую очередь, это позволит уменьшить влияние на движение общественного транспорта и конфликтных ситуаций, вызванных дорожными заторами, нерегулируемыми парковками, останавливающимися такси и др.
Во-вторых, варианты полос BRT сбоку дороги рассмотрены на участках дорог, где полностью устранены парковки и предполагается соблюдение эффективных мер по предотвращению стихийных парковок и остановки автомобилей.
В третьих, общественный транспорт по линии BRT будет иметь приоритет на большинстве перекрестках путем организации системы автоматического управления потоками движения и светофорными объектами.
В дальнейшем для обслуживания линии BRT запустят автобусы большой вместимости с интеграцией в систему, предоставляющей приоритет пассажирскому транспорту на регулируемых перекрестках.
В целом, строительство линии BRT является необходимым решением, так как транспортная загруженность с расширением проезжей части дорог и строительством транспортных развязок решается на магистральных и кольцевых дорогах. Тогда как расширение проезжей части улиц районного значения, согласно международному опыту, приводит к увеличению транспортной загруженности густонаселенных районов.
Международный опыт также демонстрирует снижение количества ДТП с тяжелыми травмами и смертельным исходом более чем на 50% на улицах с реализованной системой BRT. Кроме того, закладывается потенциал для преобразования улицы в реальный «зеленый коридор», который несет положительный эффект не только для общественного транспорта, но и для экологии города в целом.
К слову, в рамках преобразования улицы Тимирязева в автобусный коридор параллельно ведется ремонт тротуаров, арыков и велосипедных дорожек, переустройство инженерных сетей, демонтаж незаконных пристроек и ограждений.
Параллельно создаются условия для автомобилей, которые уйдут с коридора BRT.
Сегодня во всех районах города завершается ремонт почти 160 улиц, ведется строительство трех новых транспортных развязок для увеличения пропускной способности на малом транспортном кольце, расширяются мостовые сооружения, демонтируются трамвайные пути с увеличением проезжей части. С августа организовано одностороннее движение на восьми центральных улицах города.