Дочь первого президента Узбекистана проиграла в швейцарском суде.
На кону более полумиллиарда долларов, которых может лишиться Гульнара Каримова. При этом претендует на эту сумму не только Ташкент, но и еще несколько игроков. Тем временем Федеральный суд по уголовным делам Швейцарии отклонил апелляцию адвоката Каримовой. Об этом сообщает Радио Озодлик.
Напомним, 22 мая 2018 швейцарская прокуратура вынесла два ордера о конфискации и возвращению Узбекистану 686.7 млн из 800 млн франков (чуть больше 800 млн долларов США). Эти счета Гульнары Каримовой еще в 2012 году были заморожены в банках Женевы и Цюриха.
Следствие считает, что это якобы взятка от сразу трех крупных фирм за право выйти на узбекский рынок.
Что оставил дочерям Ислам Каримов?
Перед этим два бывших доверенных лица Каримовой — Гаяне Авакян и Рустам Мадумаров признались в криминальном происхождении денег.
Но в дело вмешался адвокат Каримовой Грегуар Манжа. Он заявил что «конфискация, основанная на признаниях двух из шести подсудимых, нарушает права Гульнары Каримовой». Одновременно Манжа поставил под сомнения и сами признания. Дело в том, что оба отбывают срок в Узбекистане, а на допросе
несколько обвиняемых вообще сказали, что их судьба зависит от возврата этих денег
Сама Каримова настаивает, что их просто заставили дать признательные показания.
— Или они происходят от компаний, которые хотят избежать экономических санкций, особенно в США, – позже развернул позицию защиты Манжа.
А обвинения в свой адрес Каримова всячески отвергает.
Федеральный суд по уголовным делам Швейцарии признал эти возражения адвоката необоснованными. Судьи заявили, что права Каримовой не были ущемлены. И в итоге отклонили апелляцию, вынеся решение об отсутствии в ордерах нарушений.
Как пишет агентство Фергана,
решение Федерального уголовного суда не ставит точку в этом вопросе
Многие эксперты уверены, что процесс затянется на несколько лет. Защита Каримовой обратилась также к федеральному прокурору – как от ее имени, так и от имени нескольких компаний.
С 2012 года Федеральная прокуратура Швейцарии проводит расследование в отношении шести человек. В их числе дочь покойного президента Узбекистана Гульнара Каримова.
Дело против нее возбудили еще в сентябре 2013 года, но оно не продвигалось до 2014
Следствие возобновили после подачи бывшим мужем и ее подчиненной заявки на сокращенную процедуру рассмотрения.
В августе 2015 года Каримова осуждена на пять лет ограничения свободы
Позже в Узбекистане против Гульнары Каримовой открыли новое уголовное дело. Ее обвиняют в мошенничестве, легализации преступных доходов и еще по нескольким статьям.
Между тем еще несколько месяцев назад Озодлик писал, что Берн заинтересован как можно быстрее передать эти деньги правительству Узбекистана.
https://365info.kz/2018/06/komu-dostanutsya-milliony-gulnary-karimovoj/
При этом журналисты ссылались на «приближенные к данному процессу независимые друг от друга источники в Швейцарии, Швеции и Великобритании».
Правда,
кроме Ташкента, есть желающие отщипнуть кусок «каримовского пирога»
Во-первых, минюст США утверждал, что Каримова и ее пособники совершали махинации, пользуясь банковской системой США. Во-вторых, кредиторы компании Zeromax, которая задолжала 5 млрд долларов США и объявила себя банкротом. Представители фирм-кредиторов настаивают, что истинной владелицей Zeromax’а является Гульнара Каримова. Правда, доказать это в суде не могут. Так что их шансы на возврат хотя бы части денег невелики.
Узбекистан не обгонит Казахстан: наследие Каримова давит страну — экономист
В числе претендентов еще и Голландия – одна из стран, расследовавших дело о взятках.
По международным стандартам, вопрос о передаче кому-нибудь из претендентов замороженных денег и недвижимости решается только после их конфискации на основании решения суда.
По сообщениям Озодлик, Грегуар Манжа ранее заявлял, что «при соблюдении определенных условий Каримова готова пойти на компромисс».
– В конце этого процесса
Каримова могла бы выйти из тюрьмы, начать новую жизнь и вернуть себе свое богатство,
– говорил ее адвокат.
Манжа утверждал, что группа адвокатов работает над поиском компромисса в этом вопросе. Но если «правительство Узбекистана преследует единственную цель — отнять богатства Каримовой», защита готова идти до конца.
– При выполнении своей работы я в качестве адвоката буду бороться за то, чтобы создать отвечающие международным стандартам справедливые условия для моей подзащитной.
В случае необходимости дойдем до Европейского суда по правам человека в Страсбурге,
– сказал он тогда.
Дело Гульнары Каримовой: с эпохой беспредела покончено — эксперт
Однако о реакции официального Ташкента на предложение ничего неизвестно.
Еще 23 мая 2018 года группа узбекских активистов обратилась с открытым письмом к правительству Швейцарии. В документе
просили не возвращать деньги в Ташкент. До тех пор, пока в высших эшелонах власти не начнут бороться с коррупцией
Кроме того, считают подписанты, нужны гарантии, что процесс будет проходить прозрачно и справедливо.
Они просили передать замороженные активы Каримовой в специально созданный фонд, работу которого будут контролировать международные системы и гражданское общество.