В России активно развиваются частные консалтинговые компании в сфере политической аналитики и политтехнологий. Как протекают аналогичные процессы в Казахстане? Расскажет директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
— Как вы оцениваете состояние экспертного поля Казахстана? Какие изменения произошли за последние годы с точки зрения качества и направления аналитической работы?
— С одной стороны, здесь наблюдаются положительные тенденции. Прежде всего идет процесс омоложения экспертного сообщества, появились новые имена. В основном это люди, которые либо являются выпускниками зарубежных вузов, либо еще продолжают обучение за рубежом.
С другой стороны, они в основном ориентированы на изучение международной обстановки, внешних факторов. Даже если не физически, то точно ментально эти молодые люди уже где-то там за рубежом.
Им неинтересно то, что изучает наше поколение экспертов, получившее образование в 90-х годах прошлого века
Речь идет об анализе внутриполитических процессов в стране, выстраивании путей дальнейшего развития Казахстана.
Но это, на мой взгляд, серьезный критический момент, особенно для государства и его органов. Последние по ряду вопросов по-прежнему работают с нашим поколением аналитиков. Однако неизвестно, с кем они будут работать в будущем.
Между двумя группами или даже школами экспертов есть разница и в подходах к исследовательской работе
Большинство произведений научной и публицистической литературы по вопросам политического развития страны, истории, международных отношений, изданных за последние несколько лет, написаны представителями нашего поколения.
Молодые же эксперты делают акцент на публикации различных статей, причем в зарубежных изданиях,
а также проведении различных семинаров, экспертных обсуждений и так далее. Хотя в определенных проектах есть опыт совместного участия представителей, скажем так, старой и новой школ. И это хорошо, поскольку происходит взаимообмен опытом и знаниями.
— Недавно был отпразднован 25-летний юбилей КИСИ при Президенте РК — ключевого центра экспертного сопровождения работы госорганов. Какие экспертные структуры также могут рассматриваться как важные партнеры Акорды на этом направлении?
— КИСИ был и остается традиционно кузницей аналитических кадров для страны. Многие ведущие аналитики работали либо продолжают до сих пор работать в этом учреждении. Правда, время от времени происходит переориентация этого института на те или иные направления работы в зависимости от того, кто его курирует в АП РК.
Одно время он активно занимался вопросами национальной безопасности и внешней политики. Сейчас же КИСИ переключился в основном на информационно-аналитическое сопровождение внутренней политики, включая реализацию программы «Рухани жаңғыру». Хотя,
на мой взгляд, его в равной мере следует сбалансировано использовать по всем отмеченным направлениям
Есть также Институт мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК – Елбасы. Это тоже один из флагманов казахстанской аналитики. Правда, с переносом основной деятельности из Алматы в Астану и сосредоточением здесь основной части персонала он перешел в полузакрытый формат работы.
В частности, ИМЭП перестал издавать журнал «Казахстан в глобальных процессах», а также проводить мероприятия с участием независимых экспертов.
Фактически прекратил свою деятельность Аналитический центр Библиотеки Первого Президента РК – Елбасы, который успешно проявил себя в 2015-2017 годах. Однако после реорганизации Библиотеки посредством присоединения к ней Музея Первого Президента РК постепенно шло изменение формата работы центра.
А в этом году произошел уход отсюда команды ведущих аналитиков в другие сферы деятельности
Кстати, за последнее время под эгидой государства создан ряд исследовательских организаций. Это, в частности,
Видимо,
в госструктурах есть интерес перенести центр экспертно-аналитической работы в Астану
С другой стороны, различные госорганы обращаются по тем или иным вопросам и к независимым аналитическим структурам, включая и наш центр «Альтернатива».
— В России активно развиваются частные консалтинговые компании в сфере политической аналитики и политтехнологий. Как протекают аналогичные процессы в Казахстане? Есть ли устойчивый спрос на подобные услуги?
— В Казахстане это направление еще практически не развито. Оно только-только начинает развиваться, но преимущественно на уровне консалтинга для коммерческих структур. Дело в том, что у нас
нет главной основы для появления и функционирования рынка политического консалтинга и технологий —
полноценной политической конкуренции в лице активно действующих партий и предвыборной борьбы между ними. Политические процессы у нас проводятся в духе «управляемой демократии», что наглядно показали, в частности, парламентские выборы 2016 года.
Последний раз, на моей памяти, российские и украинские политтехнологи привлекались отдельными партиями на парламентских выборах 2004 года.
Примечательно, что зачастую заинтересованные партии или отдельные кандидаты на выборные должности обращаются и к представителям казахстанского экспертно-аналитического сообщества. Однако
у многих заказчиков нет четкого понимания разницы между аналитиками, политтехнологами и спичрайтерами
Так что в настоящее время применение каких-то серьезных политтехнологий на выборах и в межвыборный период в Казахстане практически не востребовано. Поэтому у нас немного людей, которые способны и заинтересованы заниматься данным видом деятельности.
— Наблюдается ли преемственность поколений среди казахстанских политологов? Какие вузы страны участвуют в процессе подготовки кадров на этом направлении?
— Из вузов, которые полноценно готовят политологов, можно отметить только Казахский национальный университет им. аль-Фараби и Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева.
Но в основном
ряды экспертно-аналитического сообщества пополняют представители смежных специальностей:
международные отношения, востоковедение, история, социология, философия.
Преемственностью поколений в данной сфере похвастаться не приходится
Уже отмечалась разница в подходах и направлениях деятельности между представителями старшего и младшего поколений экспертов.
К тому же многие выпускники отделений политологии и других социально-гуманитарных наук уходят работать в непрофильные сферы деятельности, включая бизнес.
В лучшем случае они устраиваются на госслужбу или СМИ, где могут более-менее проявить себя в русле профессии
Наконец, у нас пока нет какой-либо устойчивой политологической школы, чтобы кто-то мог сказать, что он ее прошел сам и она продолжается другими. Многие аналитики, чтобы стать таковыми, успели поработать в разных сферах и организациях.
Те же КИСИ и ИМЭП в связи с большой частотой смены методов и приоритетных направлений своей деятельности на уровень соответствующих школ пока не вышли. Хотя такие шансы у них есть.
В любом случае значительная часть представителей экспертного сообщества Казахстана над этим вопросом осознанно или неосознанно работает. Прежде всего через публикации своих книг, статей в научных изданиях, печатных и онлайн СМИ мы даем определенные знания тем, кто готов подхватить у нас эстафету.
Кроме того, многие из нас преподают в разных вузах, передавая свои знания непосредственно большому количеству молодых людей.
Так что если наши потенциальные ученики и последователи будут со временем где-то на определенные темы писать, публиковаться, выступать в дискуссиях, преемственность в экспертной среде будет чувствоваться. Даже если речь пойдет о единицах.