Более 10 лет жильцы Зеленых холмов воюют с управляющей компанией. По одну сторону баррикад — жильцы, по другую – управляющая компания, которая появилась по воле компании-застройщика, ТОО СП «Южинвестстрой-1».
Коттеджный городок «Green hills» на 40 жилых домов был сдан в эксплуатацию в 2007 году. Полностью заселен 2 года назад. Все блага цивилизации здесь же: 2 скважины, трансформаторная подстанция, детский сад, шлагбаумы с будками охраны, пишет Караван.
– У моего соседа колеса с джипа сняли, и это на охраняемой территории! Он пошел ругаться с управляющей компанией и сказал, что за охрану больше платить не будет. А ему – раз! – и отключили электроэнергию, – рассказывает жительница алматинского коттеджного городка «Green hills» («Зеленые холмы») Айгуль. – Это лет 10 назад было, но лучше с тех пор не стало.
Люди недовольны, и прежде всего, низким качеством предоставляемых услуг от управляющих компаний (кстати, их аж две – ТОО «Жасыл белес сервис» и ТОО «Жасыл рақат». И в обеих один начальник – Габит Басибеков).
А еще жильцы возмущены высокими коммунальными тарифами, раздутым штатом контор, недоступностью информации об их реальных затратах и многим другим.
Однако сейчас вода для обитателей Green hills – в приоритете
По словам юриста Тахмины Сарбасовой, жители Зеленых холмов еще в 2017 задались вопросом: почему ТОО «Жасыл рақат» пыталось поднять тариф на воду до 188 тенге за куб. На каком основании?
Написали жалобы в акимат, комитет естественных монополий, управление по земельным отношениям (потому что обе скважины на территории городка).
Ответы из этих уважаемых госорганов изумили
Оказывается, дань с жильцов за воду с 2014 года собирало ТОО «Жасыл белес сервис», у которого не было разрешения на водоотведение. А заявку на повышение тарифа на водоснабжение подавало ТОО «Жасыл рақат», которое получило разрешение на водоотведение только в августе 2017.
Да, кстати, ТОО СП «Южинвестстрой-1» продало скважины ТОО «Жасыл рақат», то есть г-ну Басибекову, только 5 апреля 2017 года.
Каким образом он все это время выставлял счета жильцам, непонятно
Видимо, в мутной воде водится самая жирная прибыль. А кто же тогда конечный бенефициар? Может быть, ТОО СП «Южинвестстрой-1», которое и создало эти фирмы?
По словам г-жи Сарбасовой, она долго искала эту контору в интернете. По официально зарегистрированным адресам найти ее не удалось. И только на сайте налоговиков обнаружила, что
с 1 января 2018 года ТОО СП «Южинвестстрой-1» не сдает финансовую отчетность. Только «пустографки».
То есть действия фирмы на данный момент приостановлены. Что это – ликвидация или банкротство? Детективная история получается.
Айгуль:
– После всех наших запросов в госорганы и последующих проверок у нас начались проблемы с подачей воды. Вечером кран открываю – тишина. У нас свой чат – спрашиваю: у всех так? – Да! И так в течение 3 дней наблюдаются постоянные перебои с водой.
Тахмина Сарбасова:
– Звоню Габиту (управляющий ТОО «Жасыл белес сервис» и ТОО «Жасыл рақат»). Интересуюсь, почему воды нет? Отвечает: насос сломался… Пригласила знакомого инженера. Тот задает вопрос энергетику ТОО «Жасыл рақат»: покажите, что у вас не работает в этом насосе. Если что – помогу исправить.
А энергетик грудью встал на защиту своего шефа! Якобы сломанный насос находится на глубине
Опять звоню Габиту: дайте нам технические характеристики насоса, жильцы готовы скинуться и купить новый. А он отвечает:
это не насос, это автомат сломался, не поднимайте шум, все будет в порядке
– Война перешла в «горячую стадию», когда вы создали потребительский кооператив, чтобы защищать свои права и справедливые тарифы?
– Да, в декабре был создан наш кооператив. Когда мы покупали жилье в Зеленых холмах, то думали, что все эти скважины и подстанция «автоматом» входят в стоимость коттеджей.
Теперь пришло понимание, что жильцам не принадлежит ничего из того, что обеспечивает жизнедеятельность городка
Мало того, используя свое монопольное право, две вышеуказанные конторы с одним и тем же руководителем делают с ценами и обслуживанием все, что хотят.
Теперь, получается, мы должны переплачивать непонятному «левому дяде» до конца жизни? К примеру, осенью 2017 в очередной раз потребовали от Басибекова смету расходов, механизм расчета тарифов. Отказал! Но мы же платим. Имеем право знать.
Поэтому и создали потребительский кооператив, который может требовать от управляющей компании финансовую отчетность и вообще любые документы.
– Показали?
– Ни разу. Если не дают, то, возможно, что-то там не чисто. Мы не знаем
Кстати, в ходе «дружеского визита» на «водокачку» выяснилось, что там электросчетчик не опломбирован. Ходоки поинтересовались у энергетика: почему? Если нет пломбы – как он может выставлять справедливые счета?
А тот ответил: мол,
я не обязан перед вами отчитываться, и добавил: мол, мы здесь хозяева, и не обязаны сами у себя ставить пломбы
Не менее странная ситуация сложилась и с трансформаторной подстанцией. Потому что люди устали платить за какие-то потери электроэнергии. Деньги небольшие – 1000-2000 с дома в месяц. Но коттеджей 40 штук, в результате набегает немалая сумма.
Обратились в государственные органы. После проведенных ими проверок г-н Басибеков дал обязательство передать на безвозмездной основе трансформаторную подстанцию. И даже отразил это в письменном ответе госорганов жильцам городка.
По словам Тахмины Сарбасовой, жильцы, которые еще не успели заселиться и завершали ремонт, вдруг получили счета на потребленные киловатты.
– Там были тысячи указаны, а люди ни дня не прожили и ничего не включали! Плюс эти потери. Отсюда вопрос: или у вас сети в ненадлежащем состоянии, или кто-то ворует. Утвержденный тариф – 18,32 тенге. Потом мы выяснили, что владелец подстанции накидывает на «потери» 8–10 тенге на каждый киловатт всем жильцам.
Скважина тоже «сидит» на подстанции, и все свои «потери» хозяин перекладывает на нас
– Провели собственное расследование?
– Конечно. У нас на территории детский сад. Юридическое лицо.
По каким тарифам он оплачивает электроэнергию, мы не знаем. Закрытая информация! Мы устали от этого
Так как нам обещали передать трансформаторную подстанцию, мы вновь подняли этот вопрос. И услышали в ответ предложение о выкупе ее за 800 тыс. тенге, хотя мы в курсе, что все это добро обошлось ему в 360 тыс. тенге.
Согласились, чтобы уже точно не зависеть от Басибекова
И тут мы узнаем, что земля, на которой стоит подстанция, не его! Через неделю после сбора денег на покупку станции Басибеков озвучивает другую сумму – больше миллиона! Я считаю, что это прямое давление на нас. Точнее, похоже на откровенный шантаж.
Мы написали коллективную жалобу на действия Басибекова и возглавляемые им компании
и ждем, что прокуратура и налоговики проведут тщательную камеральную проверку ТОО «Жасыл белес сервис» и ТОО «Жасыл рақат», после чего многое станет понятно. В том числе и по финансовым сделкам между аффилированными компаниями.
– Что будете делать дальше?
– Все будет зависеть от результатов этих проверок. Тогда мы поймем, что изложить в исковом заявлении в суд. В любом случае,
мы будем настаивать на передаче подстанции и скважин в собственность потребительского кооператива
Увы, но все проблемы упираются в несовершенный Закон «О жилищных отношениях», который суды почти всегда трактуют в пользу «управдомов», а не жильцов.
Рабочая группа в мажилисе, по словам юриста Александра Перегрина, работает над усовершенствованием закона. Когда эта работа будет завершена, какие поправки внесут, что исправят, что допишут – никто пока не знает. Когда – тем более. Так что все пока вилами по воде и пальцем в небо.
Правда, одна подсказка прилетела из «Фейсбука» от адвоката Айдоса Бекмахана в конце мая:
«Судьи будут решать в пользу управляющих, ведь за ними стоят большие компании. А за теми – очень авторитетные люди»
Кто эти большие люди, чем они занимаются, нам еще предстоит узнать. А пока начинает раскручиваться маховик работы налоговой и прокуратуры.