Эксперты крупных мировых компаний прогнозируют рост цен на нефть вплоть до 150 долларов за баррель, ожидая превышение спроса над предложением. При этом на практике политика многих ключевых стран направлена на то, чтобы максимально поднять добычу, отвоевав новые рынки, так что о каком-то дефиците говорить не приходится.
После того как 22-23 июня члены ОПЕК и страны, не входящие в картель, договорились о повышении квот на добычу нефти, стоимость «черного золота» выросла на 4 доллара за баррель Brent, временами вплотную подбираясь к психологически важной отметке в 80 долларов.
Казалось бы, это идет вопреки законам рынка –
предложение растет вместе с добычей, а значит, цена на товар должна падать
Но котировки на нефть очень часто двигаются вопреки ожиданиям рынка, а потому угадать ее будущую цену (или хотя бы динамику) можно далеко не всегда.
Тем не менее сейчас ожидания экспертов оптимистические (если смотреть с точки зрения экспортеров нефти, в том числе и Казахстана).
Morgan Stanley повысил свой прогноз относительно стоимости Brent во втором полугодии сразу на 7,5 долларов –
по мнению банкиров, уже в ближайшие месяцы цена поднимется до 85 долларов за бочку
(последний раз такие цены были в октябре 2014 года).
Причин указывается несколько, среди которых и перешедшая в новую фазу торговая война Китая и США. Но большее влияние в ближайшее время окажет политика Америки в другом направлении.
Госдеп США настаивает на том, чтобы страны всего мира отказались от покупки иранской нефти
Поддержать их, считают в Morgan Stanley, могут европейские страны, Япония, Южная Корея и Индия, но Китай предположительно будет действовать вопреки этой тенденции.
В любом случае аналитики прогнозируют снижение добычи в Иране с 3,8 до 2,7 млн баррелей в сутки уже в 4 квартале. Впрочем, это падение как раз и компенсируют участники договора ОПЕК+ за счет повышения уровня добычи.
Серьезное влияние на рынок окажут проблемы в других странах-экспортерах
Политический кризис в Ливии спровоцировал остановку отгрузок с терминалов, продолжается падение морских поставок из Анголы. Кроме того, в кризис скатывается Венесуэла. Все это, по мнению экспертов,
способно вызвать дефицит предложения на рынке и возможность поднять цену на сырье
Еще дальше в своем прогнозе пошли аналитики инвестиционной компании Sanford C. Bernstein&Co. По их мнению, цена на «черное золото» может побить исторический рекорд, достигнув немыслимой на данный момент высоты – 150 долларов за баррель.
Главным аргументом эксперты называют тот факт, что
нефтяные компании снизили вложения в разведку, в результате чего объем мировых доказанных запасов нефти на 30% меньше,
чем был в 2000 году.
При резком падении цен на нефть компании предпочли увеличивать выплаты акционерам, вместо того чтобы реинвестировать средства в открытие и запуск новых месторождений.
Таким образом, рынок окажется не готов к росту спроса, а как раз его и ожидают в Sanford C. Bernstein & Co
– в ближайшие 20 лет около 1 млрд жителей Азии переедут в города, что повлечет за собой рост спроса на автомобили,
пластик и воздушные перевозки. В такой ситуации дефицит предложения неминуем, а это приведет к «суперскачку» цен.
Но даже если эти прогнозы сбудутся, а весь мир, кроме Китая, откажется от иранской нефти, это еще не значит, что спрос на сырье вдруг рухнет. Тем же европейским странам, Индии и Японии где-то будет нужно его покупать.
За роль этого возможного будущего продавца сейчас и ведется нешуточная борьба
Саудовская Аравия уже увеличила добычу нефти почти на 500 тыс. баррелей в сутки, а Morgan Stanley пересмотрел прогноз по добыче в этой стране с 10,1 до 10,8 млн баррелей в сутки во 2-м полугодии 2018 года и до 11 млн баррелей в 2019 году. Также
аналитики считают, что добыча вырастет в России, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах
Нынешнее повышение добычи, к слову, довольно успешно вписывается в контекст выступлений президента США. Дональд Трамп неоднократно в последние недели
требовал от ОПЕК увеличить добычу, чтобы снизить таким образом мировые цены на нефть
(из-за чего в США растет стоимость топлива). В картеле официально отказываются идти на поводу у американского лидера, но речи и действия – это разные вещи.
Кроме того, пытается держаться на плаву и агонизирующая Венесуэла. Правительство страны наконец нашло крупного инвестора, готового вложить средства в реанимацию добычи нефти,
– кредит на 5 млрд долларов выдаст Китайский банк развития
Как сильно поднимется добыча и как/когда рынок на это отреагирует, пока неизвестно, но судя по всему, дефицита предложения на рынке ждать не стоит.
В США также работают над повышением производства. По данным нефтесервисной компании Baker Hughes, число буровых в стране впервые за 4 недели увеличилось, при этом недельной рост последней недели компенсировал падение двух предыдущих.
Таким образом, уровень добычи нефти в США будет расти и дальше,
а страна, даже условно не скованная никакими международными соглашениями (вроде того же ОПЕК+), продолжит увеличить экспорт сырья.
Но число буровых растет не только в США. В июне 2018 года во всем мире эксперты насчитали их 2152 единицы – на 5,4% больше, чем годом ранее. Если сравнивать июнь 2018 года с маем, только в Канаде число действующих вышек увеличилось на 70% (до 137 штук).
Американская нефть растет гораздо быстрее североморской
18 июня стоимость WTI составляла около 63,7 долларов за баррель, Brent – около 73 долларов. За 3 недели, к 9 июля, американская нефть поднялась в цене примерно на 10 долларов, эталонный Brent чуть менее чем на 5 долларов.
Таким образом, сейчас на мировом рынке складывается следующая ситуация:
у Ирана проблем со сбытом (пока) нет, но многие страны уже готовы его заменить
ОПЕК+ подразумевает увеличение уровня добычи, в том числе для компенсации снижения производства в Венесуэле, но в самой стране готовятся его наращивать.
Крупнейшая мировая экономика увеличивает добычу, а ее лидер призывает все остальные страны мира делать также. На этом фоне прогнозы о возможном дефиците нефти в мире кажутся нелогичными, но их вторая часть – рост стоимости сырья – пока сбывается:
нефть дорожает скорее вопреки, а не вслед за тенденциями рынка