За последние 17 лет в стране подготовлено более 2 млн специалистов с высшим образованием. Из них только 30 процентов устроились по специальности. И ради чего тогда эта борьба за корочки?
Эти и другие цифры привел сенатор Мурат Бахтиярулы, пишет казахскоязычный портал Qazaquni.kz.
«Во-первых, с горечью мы должны признать: отсутствие единого направления в развитии образования и науки привело к тому, что
на первое место вышли непрерывные изменения и реформы, принятие программ с выбиванием денег со ссылкой на международные стандарты
Самое примечательное — не проводится никакой аналитической работы. Что охватывают эти реформы, каковы их результаты, каких успехов мы достигли и какие имеются недостатки.
Мы привыкли рассматривать образование и науку как товар на полках магазинов.
Молодежь мигрирует в Россию за образованием — эксперты
Какие научные открытия и достижения, какое качество образования можно требовать от профессорско-преподавательского состава вузов, работающих на месячную зарплату в 100-150 тысяч тенге.
Во-вторых, у нас подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется без учета потребности в них. Так, за последние 17 лет более 2 млн молодых людей окончили высшие учебные заведения.
По имеющимся сведениям, только 30 процентов из них трудоустроились по полученным специальностям.
Принцип «плати и учись» привел к тому, что
у нас в стране расплодилось немалое количество молодых людей с дипломом о высшем образовании, но без знаний
Выходит, мы ежегодно собственноручно увеличиваем количество безработных на десятки тысяч человек.
Казахстан: реформа образования или теория заговора?
И тут возникает вопрос: кто сегодня нам нужен, конкурентоспособный специалист с высшим образованием или дипломированный молодой человек, не обладающий необходимыми знаниями?
Министерство образования и науки должно определиться с этим вопросом.
Считаю, что сегодня МОН совместно с министерствами труда и социального развития, а также национальной экономики должен определить, сколько и для какой отрасли необходимо специалистов с высшим образованием.
В-третьих, у многих вузов очень низкий уровень материально-технического обеспечения, они работают с морально устаревшим оборудованием и по устаревшей методике. Поэтому почти
все коммерческие вузы страны стали неким инструментом по сбору средств, но не способны дать качественное образование
Так, многие выпускники школ, не сумевшие набрать высокие баллы на ЕНТ, поступают на творческие факультеты высших учебных заведений. Затем после первой сессии переводятся на другие, более престижные факультеты. Такие
правонарушения в вузах обрели массовый характер
Скандальный учебник призван остановить миграцию выпускников в Россию — блогер
Мы и раньше неоднократно поднимали эту проблему. К сожалению, МОН до сих пор не принял законодательную норму, пресекающую этот беспредел.
Похоже, министерство образования и науки даже не берет во внимание недавнюю критику Елбасы в адрес высших заведений страны и его поручение о снижении количества учебных заведений, дающих некачественное образование.
Если брать в сравнении,
в 1991 году в Казахстане было всего 55 вузов, в том числе всего два университета
И эти учебные заведения покрывали все потребности в специалистах с высшим образованием.
Сегодня в стране работают около 131 вуза, из них 82 обладают статусом университета
Поэтому сегодня необходимо разработать механизм, согласно которому статус некоторых учебных заведений, не соответствующих форме классических университетов, необходимо снижать до уровня профильного института или академии.
Только 15% рабочих мест в Казахстане требуют высшего образования — Абенов
К сожалению, хотя по количеству высших заведений в мире мы вышли на передовые позиции, качество образования в них оставляет желать лучшего.
Это красноречиво подтверждает тот факт, что согласно сведениям рейтингового центра университетов мира,
ни один университет страны не входит в 1000 лучших университетов мира
Выходит, дело не в количестве университетов, а в качестве предоставляемых знаний и конкурентоспособности их дипломов. В мире высшее образование считается местом интеграции образования, науки и культуры.
Значит, МОН нужно еще приложить немало сил, чтобы качество знаний, предоставляемые нашими вузами, соответствовало принципу «качество знаний – основа качества жизни».
Переводные статьи содержат исключительно оценки оригинала и не отражают позицию 365info