После убийства Дениса Тена автоворами в Алматы началась борьба с теневым рынком автозапчастей. Полицейские проверили несколько авторынков города.
У продавцов
Параллельно выискивали людей, нарушивших миграционное законодательство, которые могут быть причастны к совершению преступлений.
Между тем кражи автозапчастей, столь привычные для Казахстана, полностью отсутствуют во многих странах Европы. Во-первых, нет рынка сбыта, а во-вторых — страховые компании, при нанесении ущерба подобного рода, полностью его возмещают. Тем самым подрывается фундамент самого существования рынка перепродажи бэушных запчастей.
Но Казахстану, по мнению юриста Сергея Уткина, до такого далеко. Показными рейдами на авторынках ничего не добиться.
— Полностью зарегулировать рынок автозапчастей вряд ли удастся. В рамках нашей системы, какую бы жесткую регуляцию ни придумали, бешеная коррупция будет так же прогрессировать, реально же ничего не изменится. Поэтому нужна просто борьба с ней.
Снова возьмем в пример Грузию. Когда Саакашвили начал все менять, это была жутко коррумпированная страна. Впоследствии коррупция была сведена практически к минимуму. В результате все исчезло: и кражи, и уличная преступность, и мелкие грабежи. Так что не нужно инициировать какие-то рейды именно по автозапчастям или мобильным телефонам, или по украденным из карманов кошелькам.
Нужно в целом начать бороться с преступностью, чтобы каждый, кто встал на воровской путь, понимал, что будет пойман
Почему у нас нет неотвратимости наказания? Потому что полицейским попросту не до этого. Их первоочередная задача заработать денег на своей должности, используя ее как административный ресурс. Поэтому им и не до краж — не хотят они половину рабочего дня тратить на поиски каких-то автозеркал. Потому что эта работа входит в их заработную плату, а у полицейских задача изо дня в день зарабатывать сверх той зарплаты, которая им положена, — говорит юрист.
Уткин не отрицает, что в некоторых случаях наши стражи порядка могут и сами быть в доле с нелегальными продавцами автозапчастей.
— Сегодня у нас полиция круче, чем преступники. Когда-то в 90-х организованная преступность и полиция были сами по себе. И у них между собой была вражда: полиция пыталась уничтожить преступников. А потом внезапно все эти воры в законе сдулись и куда-то исчезли. Хотя просто-напросто все стало одним целым, — отмечает он.
Решать проблему, по его мнению, нужно в комплексе. В том числе и путем поднятия зарплаты полицейским.
— Если средняя зарплата в Алматы 150 тыс. тенге, то у полицейского она должна быть больше раза в три и составлять 450 тыс. тенге. А еще
помимо зарплаты должно быть очень четкое стимулирование его безупречной службы
Пришел полицейский работать в органы, отслужил два года, и ему помимо зарплаты должны быть положены льготы — к примеру, по комуслугам. И с каждым годом службы объем льгот должен расти.
В развитых странах обычно делается так:
полицейский, имеющий жену и нескольких детей, получает премии от государства — в отличие от холостого
Когда государство создаст такие условия, полицейские попросту будут дрожать за свою работу и бояться потерять.
У нас сейчас этого нет. Разумеется, ни один полицейский не признается, что ежедневно ломает голову, где бы заработать.
Если же вдруг в эти ряды придет честный полицейский, его «сожрут»,
или он будет вынужден подчиниться правилам системы, сам будет брать взятки, делиться с начальством и скидываться на всевозможные проверки, — говорит он.
Надо отметить, что и общество в такую порочную систему регулярно вносит свой вклад. К примеру, в случае нарушения ПДД привычнее дать взятку, чем платить штраф. Но юрист утверждает, что нужно просто сокращать возникновение ситуаций, в которых водителям нужно платить.
— Сейчас чтобы ловить «нарушителей», полицейскими специально создаются знаки и дорожная разметка.
У каждого на маршруте есть свои любимые места, где постоянно останавливают «лопуховых» водителей и разводят на деньги
Я разговаривал на эти темы с реальными полицейскими. Они мне честно во всем этом признавались, зная, что я их имена не сдам никому, — откровенничает юрист.
Правоохранительную систему нужно менять. Опыт уже есть — реформы в судебной системе, которые, по словам Уткина, уже дали положительный результат.
— Раньше вся судебная система в РК была сосредоточена на зарабатывании денег. Но вот на должность председателя Верховного суда пришел Жакип Асанов, и мы видим, что какие-то результаты уже есть. К примеру,
за эти полгода в Верховном суде появилось порядка ста оправдательных приговоров
Для сравнения, за весь 2017 год их было 24. Я считаю, что руководитель должен быть таким, как Асанов.
Нужно, чтобы в нашем государстве в каждом ведомстве во главе встал человек, который лично не приемлет коррупцию
Может у Асанова и есть слабые стороны, но определенную репутацию он уже создал. Правильный руководитель способен вычистить систему. А создание внешнего лоска ни к чему не приведет, — заключает Сергей Уткин.