Мечта многих казахстанцев – отдохнуть с семьей на Алаколе, искупаться в целебной воде, понежиться на песчаном пляже. Однако, похоже, их мечта становится несбыточной. Билет на самолет не по карману, ехать на машине – путь неблизкий, да и дороги оставляют желать лучшего. Самое выгодное и приемлемое – поезд. Однако и тут их поджидает «засада» — билетов в кассах нет. Зато есть у перекупщиков.
Знающие говорят, достать можно. Однако для этого нужно идти на поклон к спекулянтам — они-то и контролируют продажу билетов, пишет газета «Жас казак».
В советское время из отдаленного аула до Алматы тоже было непросто добраться на поезде. Когда в кассах не было билетов, а ехать нужно было срочно, люди обращались к перекупщикам билетов. В то время спекуляция преследовалась законом. Однако разного рода проходимцы и тогда выходили сухими из воды, находили пути, чтобы обойти закон.
А сегодня на дворе рынок – извлечение выгоды из любой сделки только приветствуется. Главное, работать в рамках закона
и платить налоги.
Раньше труднее всего было достать билеты на самолет. По лексикону того времени, приобретали их только по «блату» — при помощи знакомых. Однако в аэропорту за углом никто не предлагал билеты на самолет. Если сумеешь подготовиться к полету заранее, он обходился дешевле, если же полет оказывался неожиданным, то мог ощутимо ударить по бюджету.
А можно ли наладить цивилизованную продажу железнодорожных билетов?
Конечно, можно. Для этого прежде всего свою работу соответствующим образом должны выполнять правоохранительные органы, надзирающие за неукоснительным исполнением закона, и налоговая служба.
Проверка наличия патентов и лицензии на продажу билетов на руках перекупщиков, снующих на вокзалах, не составляет большого труда
Даже в отсутствие разрешительных документов не трудно установить, платит ли предприниматель налоги или уклоняется от них. Однако сегодня те, кто создает искусственный дефицит жд билетов, вызывая недовольство населения,
задерживаются полицией только во время проведения специальных рейдов
Недавно была опубликована информация об одной такой проверке. Что тут началось! Люди, не разобравшись в сути проблемы, сделали поспешные выводы и стали обвинять во всем только компанию, занимающуюся пассажирскими перевозками!
Так в чем же корень проблемы? Кому выгодна реализация билетов на «черном рынке»?
Сегодня на рынке пассажирских перевозок действует десять компаний. Акционерное общество «Пассажирские перевозки» имеет более 250 собственных касс по продаже железнодорожных билетов.
А количество частных касс превышает более 4,5 тысяч. Вот их деятельность, кажется, и осталась за бортом контроля
Согласно действующим требованиям, кассир должен продавать билеты каждому гражданину по документу, удостоверяющему его личность (паспорту или удостоверению личности).
В действительности же перекупщики заранее скупают большое количество билетов
Иначе как объяснить у них на руках наличие билетов по любому направлению? Существует два способа дикой торговли билетами. Первый — перекупщики заранее скупают билеты, а потом реализуют их со своей наценкой. Второй – за час до отправления «лишние» билеты сдаются в кассу, но кассир, повесив табличку «билетов нет», не продает. А когда перекупщики приводят в кассу спешащих пассажиров, готовых заплатить двойную, а то и тройную цену, чтобы только доехать до пункта назначения, билеты — откуда не возьмись — находятся.
И чем ближе время отправления, тем дороже становятся билеты
Даже при реализации билетов по средней цене кассиры, не затрудняясь, зарабатывают 300-400 тысяч тенге в месяц!
А если их задержат контролирующие органы, наказание составит всего-навсего 5 МРП — 12 тысяч тенге (!). Наказывается и пассажир, задержанный за приобретение незаконного билета. Однако и его ждет незначительный штраф.
А в Европе, сумевшей сформировать цивилизованную форму наказания за такую противоправную деятельность, наказание весьма строгое. Только денежный штраф составляет 1000 евро!
Казахстанские эксперты предлагают повысить сумму денежного штрафа в несколько раз
Они считают, что это позволит сократить количество лиц, стремящихся к легкой наживе.
Кстати, о цивилизованной системе. На Западе существует два вида продажи билетов. Если Ticketmaster занимается первичной продажей, то на Ticketmaster Resale можно организовать и вторичную.
Однако за повторную продажу билетов вновь придется платить налоги
Спекуляция билетов остается острой проблемой и нашего северного соседа – России. Там все чаще говорят о приведении в порядок продажи билетов в кино и театры (театры Москвы не принимают назад реализованные билеты). Поэтому их владельцы рады тому, что смогли их продать, пусть даже со значительной скидкой.
А вот те, кто сумел реализовать заветные билетики по завышенным ценам, также, как и у нас, не платят никаких налогов. Сегодня
министерство РФ готовит законопроект, исключающий наценку на билеты и предусматривающий повышение размеров штрафов
Железнодорожные компании не смогут в одиночку решить эту проблему.
Дикая торговля билетами приносит огромный вред перевозчику, иногда вагоны идут полупустыми. Это приводит к тому, что пассажиры высказывают довольно острую критику в их адрес.
Привлечение к ответственности тех, кто организует на вокзалах незаконную торговлю билетами, в компетенции правоохранительных и налоговых органов!
Специалисты говорят, такие действия нужно приравнять с незаконными действиями на улице и общественных местах.
Если учесть, что на сегодня поезд – самый удобный транспорт для населения, нужно найти эффективное разрешение этой проблемы. Было бы хорошо, если в ее решении наряду с госучреждениями примут участие народные избранники — депутаты и общественные организации.
Вот тогда мечта многих казахстанцев исполнится и они смогут отправиться на Алаколь удобным и доступным транспортом!