Парадоксально, но процесс модернизации в Казахстане сопровождается архаизацией общества, побочным эффектом которого стало активное и успешное развитие салафизма. Аналитик Султанбек Султангалиев отмечает, что это движение имеет политическую составляющую и уже оказывает влияние на общественное сознание.
Приводим некоторые тезисы из выступления Султангалиева в контексте повестки дискуссионной панели «Центральная Азия между архаикой и модерном».
— Наблюдаемый в настоящее время «симбиоз» архаики и модерна в развитии не только казахстанского общества, но и социумов других государств Центральной Азии, можно прокомментировать двумя посылами.
Первый из них – популярный философский: народ имеет власть такую, которую заслуживает. Иными словами, власть отвечает объективно наличествующим коренным интересам традиционного общества.
Второй посыл прагматичный. Именно существующие в настоящее время в государствах региона политические режимы поддерживают, сохраняют и стараются укрепить традиционное общество. Оно во многом соответствует целям и личным, в том числе материальным, интересам тех или иных политических групп.
Но проблема в том, что в глобальном мире невозможно самоизолироваться на долгое время от экономических, политических и социальных процессов, которые в нем происходят, отгородиться от глобальных информационных потоков.
Любая попытка самоизоляции, закрепления архаичной структуры, в исторической перспективе обречена на неудачу
Общество не может не модернизироваться. Да, возможен период в 30-40 лет, когда тот или иной социум может оставаться фундаментально неизменяемым. Но это связано, как правило, с конкретным устройством политической системы.
— Но и такая система рано или поздно неизбежно должна меняться. В противном случае она разрушается, и под ее «обломками» может погибнуть и государство. Наглядный пример – история Советского Союза, главной причиной разрушения которого были не интриги Запада и не предательство Горбачева, а то, что
КПСС – правящая партия – не смогла переформатироваться, адаптироваться к новым методам управления страной
и развития экономики. Именно по этой причине советское общество вошло в стадию стагнации, что неизбежно привело к деградации государства как системы.
Главный фактор устойчивости государства – своевременное осуществление реформ – политических, экономических и социальных.
Необходимо вовремя модернизировать общество
— «Побочный эффект» процесса архаизации – радикализация общества. Как правило, человек просто так не приходит к каким-то радикальным морально-духовным подвижкам. Это очень редкий случай. В основном это происходит под влиянием иных людей-адептов, под влиянием пропаганды в информационном поле, в том числе – в соцсетях.
В Казахстане в последние годы активно и успешно развивается такое движение, как салафизм. Не буду вдаваться в религиозную составляющую явления, но подчеркну ее политическую составляющую: по сути, сейчас
в нашем обществе формируется новая социальная страта, новая группа людей с совершенно иным мировоззрением,
с другими взглядами на жизнь, с другим понятийным аппаратом. И эта группа увеличивается в численности. По большому счету,
это зарождение отдельного «субэтноса»
И здесь принципиальный момент – не внешняя атрибутика, не борода, не короткие штанишки, главное – мировоззрение. В том числе, отношение к социальному прогрессу, к общественным отношениям, семейным ценностям, к правам женщин и правам детей и так далее. Это очень серьезный аспект, который уже оказывает влияние на общественное сознание.
Пока еще он малозаметен, но, думаю, уже через одно поколение
перед нами встанет проблема столкновения двух мировоззренческих течений в казахстанском обществе
И не только в казахстанском – в других государствах Центральной Азии аналогичная картина.
Эта проблема способна расколоть общество и государственность в том числе
Вероятность такой угрозы велика, тем более, это моя личная точка зрения, распространение нетрадиционных религиозных течений, например, в Западном Казахстане, получает поддержку и покровительство со стороны региональных кланов. И это необходимо учитывать.
— Глупо отрицать, что власть не борется с нетрадиционными течениями, которые содержат в себе потенциал радикализма.
Проблема в том, что власть при этом не опирается на здоровые силы общества
Она сама по себе, общество – само по себе. Более того, складывается впечатление, что власть боится общества. Но народ нельзя искусственно «осчастливить», люди должны сами понимать суть общественных процессов и участвовать в них.
Замечательно, что в стране принимаются законы, направленные на противодействие распространению радикальных идей, но, насколько они эффективны – большой вопрос. Потому что только
репрессивными мерами невозможно бороться с идейными течениями, противостоять идеологии может только идеология
К сожалению, в Казахстане государственной идеологии в полноценном варианте не существует. Поэтому, считаю, вопрос формулирования государственной идеологии по-прежнему очень актуален для Казахстана.