Пора выходить из колыбели, призывает Айдос Сарым. И объясняет: нужно взрослеть, учиться сотрудничать с соседями, а не жить в мире детских страхов, манипуляций и категоричных однобоких суждений.
— Как вы считаете, нужно ли Казахстану подружиться с Китаем или все же оставаться с Россией?
— Я вообще противник того, чтобы
выбирать между Россией и Китаем — это рабский выбор
Искать хозяев — это не очень хорошо. Зачем нам к кому-то прислоняться, нам и так хорошо. Страна — это не чемодан, который можно отнести в центр Европы или ближе к Новой Зеландии. Нет, с вышеозвученными странами надо научиться жить.
Рядом с Китаем существует больше десятка больших и малых государств: Вьетнам (100 млн человек), Япония (125 млн), две Кореи (90 млн). При этом
нет ни одной страны в мире, которая бы не боялась КНР
Китайский рынок может поглощать любое количество углеводорода, мяса, продуктов. Казахстану это выгодно. Другое дело, что с Китаем надо уметь жить и уметь добрососедски сосуществовать. Но мы этого не умеем.
Все наши страхи, связанные с Поднебесной, либо исторически обоснованы, либо навязаны китайскими конкурентами — той же Россией
Нам говорят: «Если бы не мы, вас бы давно Китай поглотил». Но это же бред!
При этом Китай последние 35 лет ни с кем не воевал. КНР если и будет завоевывать, то экономически, медленно и долго. При этом Россия за последние 10 лет успела повоевать с двумя государствами и еще во многих странах ведет войну — холодную, информационную.
Так что в этой ситуации, мне кажется, выбор очевиден. При этом мы не должны закрывать глаза на права наших соотечественников. В Китае живет очень много казахов, и у них огромное количество проблем.
К тому же, мы не должны лишаться возможности получать экономические выгоды от этого соседства. С другой стороны, я лично сторонник того, чтобы китайцев не пускать на наши земли или в какие-то наши проекты.
Китай — огромная страна, огромная цивилизация, которая в принципе ни в ком не нуждается. Китайцы пытаются зайти в Казахстан с экономическим интересом.
Они уже и так неплохо у нас сидят — 30 процентов в нефтянке.
В целом присутствие неплохое, но не такое страшное и ужасное, как утверждают некоторые наши товарищи:
«Ой-бай, все закончилось! Все, надо в саван заворачиваться и медленно ползти к кладбищу»
— Какие качества вы больше всего цените в женщинах-политиках?
— Политика — это та сфера деятельности, где нет мужчин и женщин. Если ты политик, у тебя должна быть априори носорожья кожа и спокойное восприятие критики.
В американской политологии есть такое выражение political animal — абсолютное политическое животное. Если ты залез в политику, должен быть готов ко всему, в том числе и к не очень мужским манерам.
— Если женщина будет вашим оппонентом, вы сможете ее ударить?
— Физически — ни в коем случае, политически –да. Но после завершения дебатов у меня с ней будут замечательные отношения. Приглашу ее на кофе!
— Жалеете ли вы о том, что распался Советский Союз?
— Нет, я считаю, что это было предопределено, он должен был распасться. Развал СССР открыл огромное количество возможностей, создал огромное количество лифтов, позволил нам ощутить себя полноценными людьми.
— Какую картину будущего Казахстана вы видите?
— У меня есть оптимальная картина, каким должен быть Казахстан. Я считаю, что лучшая страна — та, где царит демократия, где власть избирается населением и зависит от народа. Страна, которая считается с человеком, который ставится во главу угла, страна, где все делается для человека.
Не мы должны зависеть от государства, а государство должно зависеть от нас
Мы живем не ради акима, министра, президента. Это мы их наняли. И если они плохо работают, значит, они хмыри, которых нужно пинать под одно место.
Казахстан хочет войти в 30-ку развитых стран, но многие путают, что такое развитые страны и что такое большие страны. К примеру, Китай в эту тридцатку не входит.
— Почему? Разве это не развитая страна?
— По числу богатств на душу населения ясно, что Китай — это отдельная история. Но если мы посмотрим на тридцать самых лучших стран, в основном это государства Западной Европы, Новая Зеландия, Южная Корея, Япония.
Из азиатских стран представлены в основном те, где есть демократия, где каждые 3-4 года проходят выборы, где плохие политики уходят, а на их место приходят лучшие, где идет конкуренция идей, где народ может свергнуть премьер-министра!
Слава богу, есть маленькие страны, которые сопоставимы по численности населения с нашей. Это, к примеру, Норвегия, Сингапур, которые никому не хотят ничего доказывать, которые живут ради собственного народа, притом у них потрясающее образование, высочайшие стандарты жизни и хорошая медицина.
Вот и нам не нужно никому ничего доказывать, мы должны просто повзрослеть
У нас говорят: «Аулым менiн бесiгiм» (аул — моя колыбель). Но человек, который остается в ней после трех лет, простите, либо недоразвитый, либо дебил. Я хотел бы, чтобы мы все-таки вышли из колыбели и начали жить самостоятельно, чтобы мы научились ходить без костылей. Вот тогда все будет нормально.
— Как вы относитесь к религии?
— Сложно. Я не являюсь мусульманином в общепринятом смысле, но при этом, как любой казах, я верю в какие-то большие смыслы и искренне ими восхищаюсь.
Я считаю, что где-то на кармическом, на квантовом уровнях это все есть, потому что в жизни зачастую происходят какие-то сумасшедшие невозможные вещи. Человеческая вера и оптимизм творят невозможные вещи.
Об атеизме тоже есть мудрое изречение, —
атеизм — это очень тонкая льдина, по которой может пройти один человек, а целая нация скорее всего утонет
К сожалению, большинство людей в силу своей природы слабы, они нуждаются в вере, но не в религии.
— Где вы видите будущее своих наследников?
— В Казахстане. Базовое образование получить, реализовать себя нужно здесь, а вот в магистратуру я отправил бы их за рубеж.
— А как вы охарактеризуете понятие счастья?
— Счастье — это когда ты нужен и востребован
— Что бы вы сказали себе 20-летнему?
— Да ничего бы не говорил. Ни школа, ни университет не дают ровным счетом ничего, каждый человек берет ровно столько, сколько может унести. Школа должна делать из ребенка человека, университет — специалиста и гражданина. Чего не дал бог, не даст и Сорбонна.
Каждый человек должен набить шишки, сделать энное количество ошибок. В любом случае, пока он сам не поймет эту жизнь, ее правила игры, мамины-папины советы для него останутся лишь словами.
Полная версия беседы здесь.