Ерлан Стамбеков – личность многогранная: бизнесмен, меценат, друг Нурлана Абдуллина, поэт, инициатор акции Alma Qala и фестиваля «Той Казан».
В проекте «Секреты» он рассказал о любви, дружбе и озарениях, изменивших его взгляды на жизнь, а также признался в любви к алматинкам.
— О дружбе между вами, Нурланом Абдуллиным и Василием Гаврилиди, ходят легенды. Неужто возможно дружить более 30 лет?
— А почему нет? Мы вместе с институтской скамьи, нас объединила любовь к музыке. Мы все поем, играем на гитаре, у нас примерно одинаковое отношение к музыке, к той музыке, которую мы слушаем до сих пор — начиная от Beatles, Rolling Stones, «Машины Времени», «Аквариума» и так далее.
— А почему тогда Нурлан Абдуллин звезда, а вы нет?
— На нашем внутреннем кастинге он лучше всех нас пел, это первое. Во-вторых, у него брутальная, характерная, яркая внешность, что тоже необходимо для успешного продвижения на музыкальном Олимпе. Мы и решили, что Нурлан станет фронтменом, а мы ему будем помогать.
После окончания вуза мы занялись бизнесом, Василий уехал в Грецию. У меня неплохо пошел первый бизнес из категории «купи-продай» и мы
решили, что Нурлан будет петь, а мы вкладывать в него деньги, чтобы он стал настоящей звездой
— Значит, вы были его первым продюсером?
— Сейчас это называется продюсер, а тогда просто друг, который взял на себя заботы о том, чтобы Нурлан вышел на большую сцену. Нам даже пришлось стать спонсорами фестиваля «Азия Дауысы».
— Маржу как делите?
— Нурлан бесплатно работает на всех мероприятиях. Шучу. Мы друзья, поэтому понятие «маржи» между нами не существует. Главное для нас — быть рядом и в горе, и в радости.
Расскажу вам об одном трогательном моменте мужской дружбы. Звонит мне как-то Нурлан и говорит, что завтра мы должны быть в Астане. Он уже и билеты купил, и номера в гостинице забронировал. Спрашиваю его — зачем, почему? Некогда мне — дела, бизнес. Он мне ничего не ответил, но на своем настоял. Я все бросил и мы улетели. Утром Нурлан зашел ко мне номер и попросил завязать ему галстук.
Я говорю: «Ты наконец скажешь мне, что это за тайна такая — лететь в столицу без объяснения причин?» Он отвечает: «Мне сегодня вручают звание заслуженного деятеля, это твой большой вклад, и я хочу, чтобы ты был со мной в этот торжественный момент». Для меня этот момент был таким волнующим, что
мы оба пустили скупую мужскую слезу, обнялись, и я пожелал другу больших высот
— На чем же ваша дружба держится?
— Вы думаете, у нас все идеально? Мы ругались, расходились, выпадали из поля зрения, но всегда чувствовали сквозняк — место друга в жизни в какие-то минуты было свободно. Но всякий раз сама судьба сталкивала нас. А иногда достаточно было одного звонка, чтобы сказать: «Дружище, что бы про тебя ни говорили, ты хороший».
Нурлы любит шутить: «Вот что бы о тебе ни говорили, ты молодец!». Как правило, человек сразу же задумывается: «А что про меня говорят?».
Я помню, как мы писали первые песни: брали гитары, выжимали из себя, допустим, про любовь к девушке, хотя мы были уже женаты. И несмотря на то что я бизнесмен, творчество занимает огромное место в моей жизни.
— Кстати, как вам живется с кучей поклонниц?
— Весьма спокойно. Все отношения перерастают в хорошую искреннюю дружбу. У Нурлана очень много фанаток — им нравится его голос, харизма, музыка. Я помню, подошла к нему одна девушка и говорит: «Мне очень нравится, Нурлан, как вы поете, а ваша песня «Я тебя люблю» — это просто откровение. Мой супруг исполнил ее, когда делал мне предложение». А Нурлы отвечает, показывая на меня: «Вот он ее написал».
Благодаря социальным сетям у нас появилось огромное количество друзей, женщин-друзей, которые иногда делятся с нами, возможно, самым сокровенным. И я стараюсь быть тем самым собеседником, который может с позиции мужчины дать какой-то совершенно добрый искренний совет.
Девушки — это молодость, а
мне 50, я уже старый солдат, но могу подсказать, как нужно поступить в той или иной ситуации
— Многие мужчины, добившись определенного статуса, заводят отношения с более молодыми, берут токалок, несмотря на то что у них есть семьи. Как вы на это смотрите?
— Я ни от чего не зарекаюсь, скажу откровенно. Но пока сия чаша меня миновала, потому что меня мои семейные отношения устраивают на все 100. Природа возникновения вторых или третьих семей (учитывая, что мужчины, как общепринято, полигамны), на самом деле может быть гораздо глубже, нежели желание изменить что-то в своей жизни.
Каждый имеет право на счастье. Другое дело, что не за счет кого-то
— В Казахстане уже предлагали узаконить токал. Что вы об этом думаете?
— Безусловно, правовые нормы должны защищать институт семьи. Помимо любви в браке рождаются дети, возникают вопросы наследства. Все это должно работать, чтобы повышать ответственность каждого человека. По шариату, насколько мне известно, неслучайно без разрешения первой жены нельзя брать вторую.
И во-вторых, есть жесткие требования по решению материальных вопросов всех участников этого процесса. Это не просто блажь: мужчина завел себе отношения на стороне, потому что он может себе это позволить. На самом деле за всем этим стоят очень серьезные, и как мне кажется, ответственные процедуры.
— В какой-то момент вы вдруг стали вести здоровый образ жизни, держать уразу. С чем это связано?
— Я держу уразу с 1997 года. Это общепринятая практика дисциплины духа. Мне нравится сам посыл, отношение, чистота, искренность. А лет семь назад Василий Гаврилиди, наш третий друг, стал держать христианский пост. Как-то у нас с ним зашел разговор, мол, что труднее: ураза или пост?
Я говорю, чтобы мы не спорили, я с тобой буду держать пост, а ты со мной – уразу, по рукам? И вот уже семь лет мы вместе соблюдаем посты. Кстати, благодаря уразе я бросил курить.
— Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
— В этом году мы празднуем 27 лет со дня нашей свадьбы. Супруга работает в моей компании финансовым аналитиком. Это хорошая синергия. Жена очень последовательный, мудрый, уравновешенный человек, а я, напротив, импульсивный, творческий.
У нас взаимный обмен энергетикой, теперь у нее очень много от меня, а у меня – от нее. На нас смотрят и говорят, что мы очень похожи друг на друга. Она родила мне четверых детей, у меня две дочери: старшей 25 лет, средней — 23, 13 лет сыну и 6 нашему последышу.
Секреты Ерлана Стамбекова: бизнес, ораза, яблони, песни и фестивали
— Кто в вашей семье принимает окончательное решение?
— Ставлю печать я. Когда вам подносят уже готовый документ, не остается никакого выбора, но всю канцелярию подготовки решения, безусловно, делает супруга.
— Интересно, а вам до рейтинга Forbes близко или далеко?
— Я не гонюсь за цифрами, не знаю ценза Forbes и не стремлюсь туда попасть, для меня это не показатель.
— Какое самое счастливое приобретение вы сделали за большие деньги?
— Мне выпало счастье в этом мире построить свой дом. Я позвонил жене и сказал: «Давай делать это в кайф, потому что сколько нам отпущено, никто не знает, но давай этот дом мы построим без конфликтов». И это очень важно: когда вы что-то делаете, строите, планируете в удовольствие, вы закладываете, программируете эту ауру вокруг себя.
Что бы вы ни делали, от приготовления пищи до строительства дома, вкладывайте во все это любовь, и это вернется вам сторицей.
— На чем вы зарабатываете?
— Деньги на хлеб приносит бизнес. Мы занимаемся производством пластиковых смарт-карт на бензиновом рынке. Этот IT-проект для Казахстана когда-то был инновационным. Мы начали заниматься им в 1994 году, когда пластиковые карточки видели только по ТВ.
Сейчас мы занимаемся разработкой мобильных приложений, будем апргрейдить проект My Business — приложение для предпринимателей.
— К тому же вы занимаетесь соцпроектами, благотворительностью.
— Все начиналось с соцсетей. Я считаю, что это феномен 21 века. Мне там было очень интересно, я выкладывал свои стихи, читал комментарии. Постепенно появились друзья, начал расширяться круг знакомств, возникали и реализовывались всевозможные идеи. Мне было очень интересно следить за тем, как и ради чего люди объединяются.
Идея «Алма Кала» родилась после просмотра фильма французского ученого-кинематографиста Катрин Пэкс, которая приезжала в Казахстан и рассказывала о яблоне Сиверса.
Как выяснилось, у нас был ученый, ныне покойный профессор Джангалиев, который утверждал, что она является прародительницей всех яблок на Земле. Ему не верили и смеялись, пока эту гипотезу все-таки не проверили и не подтвердили в лабораториях микробиологи из Франции, Англии и США.
В конце фильма говорится, что
наши предгорные сады насчитывают миллионы лет и видели динозавров… а затем режиссер показал, как эти сады бездумно уничтожаются
Все это у меня спроецировалось на Алматы, я вспомнил, что в алматинских дворах росли яблоки, а потом все куда-то исчезло… И от названия Алматы осталось только имя. Так и родился социальный проект.
Я написал в Фэйсбуке: «Друзья, я покупаю тысячу саженцев сорта Сиверса и предлагаю посадить их в алматинских дворах и на улицах, где разрешит акимат».
В первый год мы посадили около 10 000 деревьев. В 2019 мы отметим 5-летний юбилей акции «Алма Кала». И проходит она не только в Алматы, но и в других городах.
Если каждый казахстанец посадит хотя бы одно деревце, у нас будет страна-сад!
В 2004 году мы создали фонд, открыли «Той Казан» — фестиваль национальной кухни народов Казахстана. Все средства мы отправляем на благотворительные цели.
— Можно вас попросить прочесть ваше любимое стихотворение?
— О, у меня их очень много. Откровенно скажу — мне нравятся мои стихи. Не все, конечно, но нравятся. Однако есть стихотворение, которое я всегда читаю алматинкам.
Вы и есть мой символ красоты,
Вы всегда одеты как с картинки,
Воплощение стиля, вкуса и мечты,
Милые мои алмаатинки.
Урожденные в большой любви,
Вы не просто брюнетки, шатенки и блондинки
Вы — бриллианты гор, жемчужины степи,
Нет желанней вас, алмаатинки!
Может не всегда у вас счастливая судьба,
Не всегда вас понимают ваши половинки,
Но вы искренне несете сквозь года
Верность юности своей, алмаатинки.
Ваша материнская любовь,
Ваша строгость и принципиальность
Воспитала настоящих пацанов,
А не серую безликую банальность
Вы смогли с любовью сохранить
Дом, тепло и старые пластинки.
Скромно, но с достоинством любить,
Дорогие вы мои алмаатинки!
И куда б вас ни забросила судьба,
Вы названья улиц храните по старинке
И на Театралке как всегда
В моей памяти мои алмаатинки!
В мире много красивых женщин есть
И поэтов, что читают им поэмы без запинки,
Я же буду неустанно в вашу честь
Признаваться вам в любви, алмаатинки!
Жизнь наша прекрасна и чудна,
А ну, живо смахните-ка слезинки!
И не унывайте никогда
Доченьки мои, алмаатинки!
Пусть пройдет наш город сквозь века
Молодым чтоб ни морщинки, ни пылинки,
И чтоб украшением его были всегда
Нежные мои алмаатинки!
С гостем беседовали Гульбахор Хасанова, Ирина Ажмухамедова, Мадина Кансейтова и Алима Унгарбаева. Казахстанская МедиаАкадемия специально для 365info.kz.
Полная версия беседы — здесь.