Неожиданный отказ Нацбанка от агрессивного снижения базовой ставки на фоне явно замедляющейся инфляции подтвердил опасения. Регулятор хочет любой ценой сохранить привлекательность инвестиций в тенге, дабы следовать политике дедолларизации.
Понятно, что такая политика не сулит ничего хорошего отечественному бизнесу и населению.
При высокой цене денег людям придется и впредь переплачивать за кредиты, получаемые в казахстанских банках
Одновременно регулятор способствует и укреплению позиций на внутреннем рынке для «дочек» российских банков, которым фондирование обходится гораздо дешевле, поскольку ключевая
ставка Банка России с марта находится на уровне 7,25% годовых против 9% у Нацбанка
С какой целью на самом деле Нацбанк проводит такую противоречивую политику, сказать сложно. Можно лишь напомнить, что недавно председатель Нацбанка Данияр Акишев встречался с главой Центробанка Эльвирой Набиуллиной.
Главные банкиры стран подписали соглашение о сотрудничестве и обмене информацией в области надзора за финрынком. Вместе с ними руководители центральных банков других государств-членов ЕАЭС обсуждали формирование общего финансового рынка и перспективы его развития.
Со слов члена Коллегии (министра) по экономике и финансовой политике ЕАЭК Тимура Жаксылыкова, сейчас идет активная совместная работа ЕЭК с правительствами и центробанками стран ЕАЭС по подготовке проекта Концепции формирования общего финрынка. Такое поручение было дано президентами стран-членов ЕАЭС в декабре 2016 года.
Поэтому можно предположить, что Нацбанк просто синхронизирует свои решения по базовой ставке с Центробанком, готовясь к переходу к деятельности в условиях общего финансового рынка ЕАЭС.
Напомним также, что в соответствии с Договором о ЕАЭС
наднациональный регулятор будет создан в 2025 году и разместится в Казахстане
И хотя времени до этого исторического события еще достаточно, вполне понятно, что
уже сейчас казахстанским монетарным властям приходится готовиться и отрабатывать на практике механизмы
координации центральных банков в ключевых вопросах денежно-кредитной политики.
Нацбанк на распутье: инфляция и девальвация?
Тем временем Нацбанк начал продвигаться в инфляционном таргетировании немного быстрее Центробанка, поскольку в июне годовая инфляция снизилась в Казахстане до 5,9% с 6,2% в мае, тогда в России – до 2,3% с 2,4%.
Но при этом
разрыв между значением базовой ставки Нацбанка и уровнем инфляции в Казахстане остается намного меньше, чем в России,
соответственно, 3,1% и 4,95%. Как отмечалось ранее в материале «Нацбанк на распутье: инфляция и девальвация?», при таком раскладе для рядовых казахстанцев это означает, что
в России гораздо выгоднее жить и сберегать свои накопления, поскольку инфляция там «съедает» их в меньшей степени
Неудивительно и то, что в правительстве теперь звучат намерения создать альтернативную инфраструктуру льготного кредитования в регионах в обход дорогому и бюрократизированному банковскому финансированию.
По схеме, которую на последнем заседании правительства озвучил министр нацэкономики Тимур Сулейменов, ставка делается на создание в регионах микрофинансовых организаций с участием местных исполнительных органов.
МФО будут получать бюджетные кредиты под гарантию акиматов и доводить их до потенциальных заемщиков.
Другое предложение, озвученное министром, —
пересмотреть методику рисков фондирования банков в части снятия ограничений по лимитам финансирования на банки,
которых придерживается фонд «Даму» и нацхолдинг «Байтерек».