В эксклюзивном интервью порталу 365info.kz заместитель главного врача алматинской городской клинической инфекционной больницы Тамара Кустаевна Утаганова рассказала, кто находится в группе риска по заболеваемости менингитом, каковы исходы для пациентов, перенесших это заболевание, и почему в Казахстане вакцинация от менингита не предусмотрена в Национальном календаре прививок.
— Тамара Кустаевна, по сведениям ученых, к концу 20 века вспышки эпидемии наблюдались реже, сейчас же они стали чаще. С чем это связано, на Ваш взгляд?
— Для начала хочу успокоить всех читателей вашего портала — эпидемии в Алматы нет. Панику развели соцсети, люди, далекие от медицины. Этот рост заболевания соответствует сезону, аналогичная ситуация с менингитом наблюдается каждый год в конце зимы — начале весны. Кроме того, влияют и погодные условия. В этом году затяжная и холодная зима, дождливая весна, лето еще не обосновалось толком.
Что касается вашего вопроса и наблюдений ученых, здесь я не соглашусь: вспышки эпидемического характера стали наблюдаться гораздо реже. Это связано с развитием науки и медицины. В руках врачей надежные препараты против инфекции, у нас есть возможность антибактериального воздействия на само заболевание. Второе — проведение химиопрофилактики в случае эпидемий. Третье — возможность вакцинации.
— Скажите, а какова ситуация в других соседних с Казахстаном странах?
— Мы ежегодно получаем сведениям по вспышкам менингита в ряде регионов России, Кыргызстана, Украины. Сейчас и в Нидерландах не все благополучно. Заболеваемость менингитом наблюдается повсеместно. Летальные исходы нередко встречаются и в развитых странах.
— То есть победить заболевание фактически невозможно?
— К сожалению, программы утилизации менингоккоковой инфекции нет в связи с тем, что заболевание передается воздушно-капельным путем при тесном и долгом контакте с заболевшим. При этом,
в отличие от гриппа и других ОРВИ, менингит не является высококонтагеозным заболеванием
— Почему в таком случае регистрируются быстрые летальные случаи, а кто-то все-таки пролечился и у него все в порядке?
— Это зависит от нескольких факторов. От иммунной системы конкретного организма, внешних обстоятельств, состояния здоровья конкретного человека. Например, у нас несколько летальных случаев было связано с тем, что у пациентов не было селезенки, а это, как известно, орган, отвечающий за иммунитет. У таких больных заболевание протекало стремительно, очень тяжело, быстро развивался инфекционно-токсический шок.
Еще один важный фактор — своевременность обращения к врачу. Третий фактор совпал с месяцем Рамадан, который пришелся на подъем заболеваний.
Когда люди держат пост, развивается обезвоживание. А это благоприятствует росту и размножению бактерий в организме
— В этом случае религиозные деятели вам как-то помогают, объясняют?
— Да. Департамент охраны общественного здоровья и управление здравоохранения проводят большую работу. И не только в мусульманской общественной среде, но и во всех религиозных обществах. И помощь, и содействие со стороны религиозных деятелей огромны. Имамы объясняют своим прихожанам, что если кто-то чувствует себя неудовлетворительно, страдает хроническими заболеваниями, беременные и женщины в период лактации, им лучше всего перенести дни поста на более благоприятное время.
— Кто находится в группе риска?
— В группе риска прежде всего дети. Статистика подтверждает, что малыши составляют 75-80% заболевших.
— А возраст?
— В основном до 6 лет. Хотя заболеть менингитом могут люди любого возраста, но чаще всего это дети. Формы заболевания что у детей, что у взрослых протекают одинаково.
— И симптоматика?
— И симптоматика одинакова, да. Но если взрослый человек может подробно рассказать, что его беспокоит, то малыши вряд ли. Здесь важно наблюдение со стороны родителей.
— Почему же в Национальном календаре вакцинации не предусмотрена вакцинация?
— Есть определенный порог заболеваемости, когда необходима массовая вакцинация. Казахстан такие пороги никогда не преодолевал, к счастью. Вот африканские страны входят в так называемый менингоккоковый пояс. У них широко применяется вакцинация и прививки входят в национальный календарь.
— А что дает человеку вакцинация?
— Поливалентные вакцины дают до 3 лет гарантированного иммунитета. Выработка против заболевания при любой вакцинации требует 2-3 недели. Потом, по истечении трех лет, надо ревакцинироваться.
— Почему вакцины такие дорогие? 22 тыс. тенге — в госучреждениях, а в частных, говорят, более 80 тыс. Откуда они завозятся?
— Не могу сказать относительно цены. Вакцины завозятся из России и Европы.
— Как же родителям защитить своих детей и самих себя от этого опасного заболевания?
— Заболевание очень устойчиво к внешней среде, поэтому прежде всего необходимо многократное проветривание и личная гигиена рук.
— А «оксолинка» способна встать на защиту?
— Это противовирусный препарат, не думаю, что поможет. Среди первых профилактических путей и мер при подтвержденном диагнозе будет проводиться химиопрофилактика и антибактериальная терапия в условиях стационара.
— По поводу клинически подтвержденных диагнозов. Глава минздрава говорил, что анализы готовятся в течение 4-х дней. Почему так долго? Неужели нет экспресс-диагностики? Ведь теряется драгоценное время!
— Сегодня мы используем классическую диагностику. Это бактериологическое исследование носоглоточной слизи, крови, спиномозговой жидкости. Конечно, такой метод требует времени. Если результат отрицательный, его можно получить в течение 48 часов. Если через 24, 48 часов отмечается рост колоний, требуется идентификация, что да, выявлена такая-то колония, такая-то бактерия, исследуется чувствительность к антибиотикам. В настоящее время есть методы, которые делаются более быстрее, это ПЦР-исследование. Но
на сегодняшний день оказалось, что тесты и реагенты ПЦР на территории республики не зарегистрированы
Сейчас этот вопрос решается, в ближайшее время мы их получим.
— Пока человек ждет своего диагноза, какая терапия проводится? Можно ли без подтвержденного диагноза лечить?
— Диагноз всегда ставится клинически. При всех формах менингоккоковой инфекции, будь то локализованная форма или генерализованная, есть четкие клинические симптомы заболевания. У нас прописаны стандарты незамедлительной антибактериальной терапии. Поэтому мы лечим пациентов, независимо от результатов. Ведь к моменту, когда придет подтверждение, можно опоздать…
— Почему в этом году такая шумиха вокруг менингита и как власти намерены бороться с дезинформацией?
— Панику разводят соцсети и люди, далекие от медицины. К примеру, в 2015 году была такая же вспышка в Алматы, но в то время соцсети не были так активно развиты, как сейчас. Мы должны рассказывать населению об этом заболевании, широко освещать во всех СМИ и соцсетях в том числе. А дезинформаторами, которые распространяют факты, не соответствующие действительности, занимаются сотрудники охраны общественной работы совместно с ДВД города Алматы.
— То есть отследить источник дизинформации возможно?
— Возможно.
— И наказать?
— Я думаю, что какие-то меры будут приняты обязательно, это нельзя оставлять безнаказанно.
— Как отразится перенесенное заболевание на здоровье?
— Перенесенное заболевание менингоккоковой инфекции всегда, как бы оно ни протекало, имеет три исхода. Первый — полное выздоровление — по статистике, примерно 90% заболевших выздоравливают. Сам возбудитель в силу своей неустойчивости быстро «отвечает» на антибактериальную терапию.
Второй исход — смерть, по всему миру составляет 10-15%
И третий — очень небольшой процент исхода — выздоровление с инвалидизацией. Это означает, что при менингококцемии могут образоваться обширные некрозы, которые в последующем потребуют некроэктомии, вплоть до ампутации. Вот это и называется выздоровление с инвалидизацией.
Среди пролеченных детей и взрослых в этом году таких последствий не было
— Сейчас, в период отпусков, в какие страны вы не рекомендовали бы ездить?
— Менингоккоковая инфекция распространена повсеместно и только из-за этого заболевания нет никаких рекомендаций. Могу только сказать, чтобы туристы везде и всегда соблюдали меры предосторожности. Кстати, в некоторых странах есть обязательные требования для въезда отдыхающих. Например, для тех, кто совершает хадж, паломничество. Долгое пребывание в США и некоторых европейских государствах тоже требует вакцинации против менингоккоковой инфекции.