В начале мая состоялся официальный визит президента Узбекистана в США. «Необходимо честно признать, что экономическая, гуманитарная и иные составляющие были выражены, мягко говоря, гораздо слабее политико-дипломатической», — заявил руководитель аналитической группы «Центральная Евразия» Владимир Парамонов.
В ходе 2-дневного визита были подписаны 5 документов, направленных на укрепление торговых отношений с США и развитие внешнеторгового потенциала республики в целом.
Стоит отметить, что второй визит узбекского лидера в США носил более практический характер, пишет Содружество.
— Какие договоренности в рамках госвизита в США, на ваш взгляд, стали самыми значимыми?
— Визит носил в основном политико-дипломатический характер
и, безусловно, уже вошел в историю узбекско-американских отношений как наиболее яркий и успешный.
Поэтому, как с точки зрения политики, так и с точки зрения дипломатии,
результаты визита не просто блестящие, но и стратегически достаточно важные
Причем не только в контексте отношений с США, но и в контексте отношений с Россией, Китаем и многими другими странами, сближение с которыми идет одновременно и параллельно со сближением с США, а в каких-то случаях даже быстрее.
Понятно, что этих результатов невозможно было бы достичь без фактора личности нового лидера Узбекистана,
серьезной работы МИД и СГБ, конкретных структур аппарата президента, отдельных руководителей Сената, а также информационно-аналитического обеспечения со стороны ключевых исследовательских институтов Узбекистана, ряда министерств и ведомств.
Тем не менее, необходимо честно признать, что экономическая, военно-политическая, военно-техническая, гуманитарная и иные составляющие были выражены, мягко говоря, гораздо слабее политико-дипломатической.
Их развитие и наполнение содержанием зависит от сложной суммы трудно-просчитываемых факторов
Многие из этих факторов напрямую не связаны с Узбекистаном, так как предопределяются глобальной, региональной и внутренней повесткой дня самих США, динамикой развития международных и региональных отношений, глобальной экономики в целом.
— Готова ли экономика Узбекистана к полноценному сотрудничеству с крупными компаниями Америки?
— А готовы ли сами США и их компании к полноценному экономическому сотрудничеству с Узбекистаном? Ведь, с одной стороны,
экономика страны подготовлена к долгосрочным формам экономического сотрудничества, остро нуждается в прямых инвестициях
и новых технологиях. Но, с другой стороны,
у США и американского бизнеса пока нет и, скорее всего, так и не появится серьезных экономических интересов
и проектов ни в Узбекистане, ни во всей Центральной Азии.
Нефтегазовое направление составляет редкое исключение в этом ряду
К тому же американский рынок для узбекской продукции не является географически близким и, следовательно, перспективным и приоритетным.
Более перспективны и приоритетны для Узбекистана рынки России, Китая и других соседних стран
В этой связи для развития глубоких форм экономического сотрудничества с США необходимы локомотивные проекты, разработка которых потребует привлечения значительных интеллектуальных ресурсов с обеих сторон
и постановку в качестве главного ориентира принципа «меньше политики и больше экономики»
— Можно ли сказать, что этот визит стал более практическим по сравнению с предыдущим?
— Визит был полноценным, наиболее ярким и значимым по сравнению со всеми другими визитами и встречами, «полувизитами» и «полувстречами» на протяжении всего периода после распада СССР и обретения Узбекистаном независимости.
Что же касается его практической составляющей, на мой взгляд, все зависит от будущей работы конкретных министерств и ведомств, исследовательских институтов, междисциплинарных, межведомственных и межгосударственных команд.
Политический фон для развития отношений сегодня как никогда благоприятный
Однако требуется кропотливая экспертная, аналитическая, научная и в целом исследовательская проработка основных элементов и направлений нашего сотрудничества.
Иначе положительный момент будет утерян и «утонет» в пропагандисткой шумихе
— Министерство внешней торговли Узбекистана подписало Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с ЮСАИД по поддержке вступления Узбекистана в ВТО. Означает ли заключение этого соглашения, что американская сторона поддержит Узбекистан в процессе вступления в ВТО?
— По большому счету, все это ничего особо важного не означает. Это может означать лишь проведение тренингов, консультаций, чтение нотаций и продвижение неких тезисов, схем и алгоритмов, не более… США профинансируют прежде всего работу своих же консультантов, экспертов, разного рода пропагандистов ВТО, исследовательских и иных структур.
Также, возможно, будут организованы поездки в Америку для наших чиновников, отвечающих за вопросы вступления Узбекистана в ВТО. Возможно проведение тренингов и других мероприятий для журналистов в целях информационно-пропагандистского обеспечения процесса вступления республики в организацию.
Серьезная работа для Узбекистана начнется, когда будут обсуждаться многочисленные условия вступления в ВТО
По идее, это должна быть кропотливая исследовательская работа междисциплинарных команд и не только экономистов. Причем не только экономистов неолиберальной ориентации и сторонников вступления в ВТО.
Будет ли такая работа организована? Какую помощь окажут США и окажут ли вообще какую-либо действенную помощь? Какие условия подставит перед нами американская сторона?
Вопросов очень много, а четких ответов пока нет и не может быть даже у экспертов и политиков
Например,
Казахстан для вступления в ВТО неоднократно заручался поддержкой Запада, но переговоры были крайне сложными
и длились достаточно долго — с 1993 по 2015 год. Поэтому и Узбекистану надо нацеливаться на долгие и сложные переговоры, серьезную работу,
если мы хотим отстоять свои долгосрочные интересы и не превратить страну в сырьевой придаток глобальной экономики
Причем надо работать прежде всего с нашими ключевыми экономическими партнерами — Россией и Китаем, странами Центральной Азии, согласовывая хотя бы основные принципы и подходы экономической стратегии. Другой вопрос: а готовы ли к этому наши партнеры?
Уверен, что Китай смог бы оказать Узбекистану ценную помощь
При разумном задействовании китайского фактора он может стать, а по каким-то направлениям уже стал, локомотивом экономического развития как для Узбекистана, так и для всей Центральной Азии.
То же самое можно было бы сказать и о России, если бы она в корне пересмотрела прежний и, по большому счету, самоубийственный экономический курс. Но это отдельная тема.
— Как вы считаете, нужно ли Узбекистану сближаться с США? Какие выгоды он получит от этого процесса и в чем заключается заинтересованность США?
— Не надо забывать, что
интерес США к Узбекистану предопределяется факторами, напрямую с нашей страной не связанными,
как бы нам ни хотелось тешить себя иллюзиями, что мы важны для Соединенных Штатов сами по себе.
Афганистан, Россия, Китай, Иран – вот, пожалуй, неполный перечень наиболее принципиальных для Вашингтона факторов,
значение которых в системе американских приоритетов в отношении Узбекистана постоянно меняется и варьируется.
Так, сегодня для США на первый план вышли вопросы тылового и логистического обеспечения своих войск в Афганистане, а также снижения конфликтности во взаимодействии с исламским миром.
Узбекистан, по сути, уже поддержал США по всем этим вопросам. Что важного наша страна получила взамен,
особенно в экономическом и практическом плане? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос, на мой взгляд, пока не столь очевиден.
Завтра для США, возможно, более значимыми станут алгоритмы и схемы стратегического сдерживания в регионе России, Китая и Ирана – принципиально важных для Узбекистана партнеров.
Готовы ли узбекская дипломатия, экспертиза, аналитика и наука дать четкие ответы на возможные угрозы во многом искусственной и поддерживаемой извне эскалации напряженности в нашем регионе?
На мой взгляд,
Узбекистану необходимо продвигать задачу превращения ЦА в площадку сотрудничества, а не соперничества,
в том числе между ведущими внешними игроками. Если кто-то из них, этих игроков, вдруг захочет поиграть в какие-то геополитические игры, Ташкент в тесном взаимодействии со столицами других стран региона должен давать таким попыткам жесткий отпор.
Но опять-таки – это очень сложная и малоподъемная задача вне контекста реальной работы: масштабной мобилизации интеллектуальных ресурсов на цели проведения системных, междисциплинарных исследований, разработки на этой основе долгосрочных схем и алгоритмов политики.
Это путь успешных, инновационных и развитых государств. Путь же иных стран — плестись в хвосте событий, «развиваться» в рамках навязанных извне программ и концептов, реагировать, нежели работать на опережение.