Казахи говорят: «Когда родится мальчик — взойдет солнце, когда родится девочка – луна». Рождение ребенка — самое счастливое событие в казахской семье. Отцу, получившему известие о рождении наследника, полагалось наградить вестника ценным подарком – конем.
Счастливым родителям желали: «Бауы берік болсын, өмірі ұзақ болсын» (Пусть узел пуповины будет крепким, а жизнь долгой). Три дня после рождения ребенка казахи праздновали шілдехана: собиралась молодежь, раздавались дорогие подарки, накрывались большие дастарханы.
Богатые люди отмечали появление мальчика на свет с особой роскошью. Проводились национальные игры и музыкальные состязания. Жизнь в степи не из легких, а потому мужская сила была на особом счету.
Для казахов колыбель ребенка священна, к ней и по сей день относятся с особым трепетом
Казахи знали (а теперь это признала и современная медицина), что колыбель способствует нормальному росту малыша.
Традиция отдавать детей родственникам — Бала беру
Существовали своеобразные приметы, связанные с колыбелью. Так, например, пустую колыбель нельзя было качать (люди верили, что это может привести к смерти новорожденного или что детей может не быть вообще).
Бывшую в употреблении колыбель не дарили чужим людям во избежание дурных последствий,
ее можно было лишь передать по наследству. Отсутствие колыбели в доме воспринималось очень тяжело, поскольку означало, что у хозяев нет детей.
Самое главное дело для будущих родителей — изготовить колыбель. Мастера пользовались в народе особым уважением. Прежде чем приступить к работе, они совершали омовение, выражали благодарность предкам, своему устазу (учителю), а у Всевышнего просили ниспослания удачи.
Если в семье часто умирали дети, для изготовления колыбели из разных аулов собирали палки долгожителей,
служившие им для опоры и передвижения. Богатые инкрустировали колыбель золотыми и серебряными бляхами, что и определяло ее название «алтын бесік, күміс бесік» (золотая колыбель, серебряная колыбель).
В казахском эпосе нередко прослеживается связь необычной силы батыра с его золотой колыбелью.
После изготовления колыбели (бесік) проводили ее очищение — «Бесік аластау». Мастера прижигали раскаленным железом спинку, перекладину и боковые части, поджигали арчу или другое дерево со всех сторон колыбели, при этом приговаривая «бесік аластау».
Слова очищения колыбели приведены в книге этнографа Айыпа Нүсіпокасулы:
Алас, алас, алас!
Әр пәлеңнен қалас!
Көзі жаманның көзінен алас!
Тілі жаманның тілінен алас!
Уы жаманның уынан алас!
Алас, алас, алас!
Қыла гөр Жаратқан мың пәлеңнен алас!
***
Очищаем! Очищаем! Очищаем!
Чтобы все плохое не пристало
От тех, чьи глаза плохи, очищаем от их сглаза!
От тех, чьи языки злы, очищаем от их злого языка!
Очищаем от яда, у кого есть яд!
Очищаем! Очищаем! Очищаем!
Создатель, очисти от всего плохого!
Кроме того, все части колыбели окуривали растением адыраспан, а
бабушка новорожденного, покачивая колыбель и произнося слово аруахам (предкам-покровителям),
поливала растопленным салом горячие угли на сковороде. Считалось, что дым и запах жира олицетворяли уважение предкам. Это был своеобразный призыв к защите младенца от злых духов. Кстати, таким образом казахи очищали колыбель не только от них, но также от вирусов и бактерий.
Перед тем как положить малыша в колыбель, совершались ритуалы. О них написал в книге «Өмір мектебі» («Школа жизни») Сабит Муканов.
«…Приглашались все женщины из близлежащих аулов. На ребенка надевали рубашку «иткөйлек» («рубашка собаки»), сзади которой находилась прорезь.
Руководила всем пожилая женщина, не потерявшая за всю жизнь ни одного ребенка
После этого в течение 40 дней малыша омывали в соленой воде, чтобы тело было крепким и быстро исчезали болячки, если появлялись на теле.
Также в течение 40 дней ребенка растирали топленым маслом, приговаривая «өс, өс!» (расти, расти!), все эти дни у колыбели непрерывно горела свеча.
Через 40 дней с малыша снимали иткөйлек, накидывали на шею собаки и гоняли ее по всему аулу. После этого рубаху снимали и сжигали.
Прежде чем снова положить новорожденного в колыбель, его купали в воде, которая наливалась ложкой 40 раз
Воду должны были показать 40 женщинам».
После того как ребенка положат в колыбель, родители раздавали баурсаки, курт и сладости. Таким образом, «Бесік аластау», проводимый в один день, символично продолжался и в повседневной жизни.
Вот что пишет ученый Ш. Тохтабаева:
«Чтобы отвлечь от ребенка злых духов, к перекладине колыбели в качестве оберега привязывали үкі аяқ (когти филина), волчью лапу, вешали бусинки голубого, белого и черного цветов, тұмар (треугольные тканевые амулеты) с различными оберегами внутри, а также асыки в качестве погремушек.
Под подушку клали нож, зеркало, а у изголовья вешали плетку»
Все эти вещи были готовы к рождению малыша или же их приносили родственники и близкие.
У казахов сохранились и другие традиции, касающиеся бесік, о которых мы с удовольствием расскажем вам в следующих материалах.