Народ верит фейкам из WhatsApp, потому что СМИ страны находятся под слишком большим прессом, считает политолог Досым Сатпаев. Он призвал государство «ослабить хватку», одновременно повышая грамотность населения.
— Сегодня каждый блогер или просто более-менее информированный человек может стать представителем собственного СМИ. Раньше у нас была вертикальная структура управления, при которой владельцами СМИ являлось либо государство, либо крупные олигархи, они и формировали повестку дня.
Но сегодня сформировать ее может каждый. В этом есть и плюсы:
мы наблюдаем очень мощную революцию плюрализма —
Но есть и издержки. Среди такого большого потока информации огромное количество фейковой и недостоверной, — отмечает он.
В этой ситуации задача правительства состоит в повышении грамотности населения. Начиная со школьной скамьи.
— В наших школах можно вводить даже предметы, которые должны научить молодое поколение, как жить в этом цифровом мире, фильтровать и отбирать информацию, чтобы не попадать в информационные ловушки.
Например, такие как радикализация. Ведь сегодня многие экстремистские террористические организации давно ушли в социальные сети, мессенджеры и активно ведут пропаганду. Нужно повышать культурный уровень людей:
в невежественной среде очень легко распространять деструктивную информацию,
— замечает Сатпаев.
И если, по словам Сатпаева, китайцы закрыли многие мессенджеры, создав альтернативу, Казахстан этого себе позволить не может: там свыше 1 миллиарда против наших 18 миллионов.
— Мы в любом случае являемся потребителями чужого контента, являясь информационной колонией
Чтобы изменить ситуацию, правительство должно поддерживать собственные СМИ, чтобы наши люди смотрели наши передачи и читали наши публикации. Проблема в том, что государство, зажимая всех и вся, «рубит сук, на котором сидит». Граждане сидят на информационной игле других медийных игроков, и чиновники все для этого делают, — делится мнением политолог.
Досым Сатпаев отмечает, что самым обсуждаемым негативным событием последнего времени в Казахстане стала история мальчика в ЮКО, подвергшегося насилию.
— Такие события бьют по доверию населения к власти. Случай этот был показателен — дело не только в мальчике, а в том, что люди в целом устали от несправедливости. И мальчик стал отражением этой несправедливости: несправедливости
к простым людям.
Эта ситуация показала: протестные настроения в Казахстане существуют
И если власть считает, что молчание большинства означает полное одобрение того, что делает государство, увы, это не так. Протест тоже может быть молчаливым, но иногда вырывается через такие вот события, и рядовой случай вызывает в стране волну мощного негодования, — отмечает Сатпаев.
Также политолог вспоминает резонансную забастовку карагандинских шахтеров. По его словам, возникшее тогда непонимание между рабочим классом и менеджерами компании является следствием положения профсоюзного движения.
— Во многих странах мира именно профсоюзы являются посредниками между этими двумя звеньями
и именно они отстаивают интересы рабочих. У нас же независимые профсоюзы были нейтрализованы, а те, которые есть, сотрудничают с руководством предприятий. То есть куда ни копни, понимаешь, что многие проблемы возникают не на пустом месте. Системные проблемы приводят к тому, что общество становится, как оголенный нерв, остро реагируя на внешние события. И как можно что-то создавать в обществе, где такой высокий уровень недоверия? — задается он вопросом.
Ко всему прочему, по словам Сатпаева, в стране наблюдается «информационный сепаратизм», когда разные группы населения сидят на разных информационных иглах.
— Одни смотрят российские каналы, мысля категориями кремлевской пропаганды. Вторые — только западные, третьи читают только казахскоязычную прессу, а четвертые предпочитают корейские или турецкие сериалы. И каждая из этих групп представляет Казахстан по-своему. А нам нужна общая идеология, — считает Досым Сатпаев.
И все же
зачатки первого гражданского общества в Казахстане начинают вырисовываться — это волонтерское движение
— Волонтерские группы появляются как для проведения благотворительных мероприятий, так и для экологических. В ситуации с мальчиком из ЮКО люди тоже объединялись, желая помочь. Все это показывает, что
в сознании многих казахстанцев начинает формироваться желание сделать что-то для своей страны, пусть пока хотя бы и на локальном уровне,
Я считаю, что будущее страны — не в партиях и НПО, а именно в гражданских инициативах, — подчеркивает Сатпаев.
Он убежден, что в дальнейшем пропасть между казахскоязычной и русскоязычной аудиториями постепенно будет сокращаться.
— У обеих групп возникает взаимный интерес.
Многие представители русскоязычных групп сейчас стараются читать казахскоязычную литературу, заходить на казахскоязычные сайты
То же самое и с казахскоязычной аудиторией.
Казахстану нужен культ личности, но не одной — Досым Сатпаев
Журналисты начинают чаще работать с казахскоязычными спикерами, чтобы донести их интересы до русскоязычной аудитории. Процесс синергии идет. А учитывая, что нас немного, процесс этот неизбежен, — заключает политолог.