Когда думающие головы — редкость, информационное пространство захватывают головы говорящие. Социолог Есет Есенгараев ставит диагноз качеству социально-политической полемики в Казахстане.
Слова общественного деятеля Амиржана Косанова, что Казахстану нужны «свои говорящие головы», нашли отклик у социолога Есета Есенгараева. В противовес этому он высказывается, что Казахстану нужны не «говорящие головы», а люди, создающие смыслы.
— Если же отталкиваться от слов Косанова, правильнее бы было сказать, что нам нужны «мыслящие головы». А «говорящие головы» худо-бедно у нас и так есть. Косанов применил этот термин скорее в позитивном смысле, хотя это понятие больше ироничное.
В основном это поверхностные обозреватели, которые высказывают мнение по любой возникающей проблеме
в политике и обществе, но на ситуацию это не оказывает никакого влияния. Перед обществом не возникает новых смыслов для размышления, осознания, чтобы на основе этого происходили перемены, — отмечает Есенгараев.
«Говорящие головы» в Казахстане — это обозреватели широкого профиля и которые, по сути, не являются экспертами в какой-то области. Они готовы реагировать на очень широкий спектр и делают это реактивно, а не проактивно. Для них важнее присутствовать в публичном пространстве, нежели давать глубокий анализ проблем.
— Некоторые из них называют себя политологами, экономистами. Но на деле это ложная самоидентификация
Потому что, к примеру, политолог занимается глубоким исследованием какой-то политической проблемы и только после этого высказывает оценку, — рассказывает социолог.
Учитывая, что в массовом сознании казахстанцев не сложилось четкого представления о политологии, большинство склонны воспринимать как политолога любого, публично выражающего свое мнение о политике.
— Все это следствие неразвитости общественно-политической мысли, социально-политической науки. И в итоге отсутствие понимания, что должно быть сферой специалистов, а что — сферой обозревателей.
У нас не сложилась крайне необходимая для общества прослойка публичных интеллектуалов
А они есть во всех развитых странах, выполняют очень важную функцию по просвещению общественного сознания, его диверсификации в соответствии с современными тенденциями. Екатерина Шульман, известный российский политолог, которая сама является удачным популяризатором политических идей, сказала однажды, что само словосочетание «публичные интеллектуалы» на русском языке звучит несколько смешно. Такого явления на постсоветском пространстве еще не существует, — вспоминает социолог.
Настоящие публичные интеллектуалы способны помочь людям уловить в информационном шуме какие-то скрытые и реальные смыслы.
— Но наши «говорящие головы», наоборот, добавляют туда, как правило, больше шума, нежели смысла. Их высказывания — больше реакция на ситуацию, чем ее анализ.
После многочисленных публичных высказываний и публикаций этих людей в головах населения ничего не остается — ни теорий, ни идей, которые бы могли стать ключом для решения проблемы. К примеру,
у нас любят призывать к демократизации. Но
ни один политолог за 26 лет не конкретизировал реальные аспекты общей идеи демократии, которые можно было бы применить в нашем обществе
Ни один из них не является автором серьезной концепции в этом направлении. Чтобы о чем-то говорить, эксперт должен проводить исследования темы, занимаясь ею несколько лет.
Поэтому уровень разговоров о демократии у нас существенно не повысился, начиная с 90-х годов.
У нас очень медленно происходит формирование социально-политической теории. Не формируется современный публичный дискурс, который необходим для того, чтобы происходила та самая модернизация общественного сознания, о которой в последнее время так много говорят, — заключает Есенгараев.